Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2007 г. № 14/3

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Волгоградской области от 31.12.2004 № 987-ОД "О Волгоградской областной административной комиссии" Волгоградская областная административная комиссия установила:
Согласно информации, представленной административными комиссиями муниципальных образований Волгоградской области, во втором квартале 2007 года прокурорами опротестовано 80 решений административных комиссий. 61 протест удовлетворен. Наибольшее количество протестов - 17 - принесено в Котельниковском муниципальном районе. В г. Волгограде и Даниловском муниципальном районе - по 11, Октябрьском и Калачевском муниципальных районах - по 8.
Выборочное изучение протестов показывает, что наибольшее количество ошибок допускается административными комиссиями сельских поселений. Примечательно, что из трех стадий правоприменительного процесса: установление фактических обстоятельств дела, юридическая оценка (квалификация) и принятие (оформление) решений - наибольшее количество ошибок допускается на третьей стадии. Так, не поступило ни одного протеста на решение административных комиссий на основании отсутствия события правонарушения. Это говорит о том, что комиссии удовлетворительно проводят свои заседания и правильно оценивают доказательства по делу. Также мало нареканий на юридическую квалификацию действий нарушителей. Так, например, суд отказал в удовлетворении 5 протестов заместителя прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда, который требовал отменить решения административной комиссии района на основании того, что по статье 20.3 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности привлекались граждане, а не индивидуальные предприниматели. Суд признал, что субъектом данного правонарушения могут быть как граждане, так и юридические лица.
Наибольшее количество нарушений, по которым протесты прокурора признаны обоснованными, связаны с ошибками в оформлении постановлений административных комиссий. Так тот же суд Краснооктябрьского района г. Волгограда удовлетворил четыре протеста прокурора в связи с тем, что в материалах административного производства отсутствуют объяснения свидетеля, а также информация о надлежащем извещении лица о месте и времени заседания административной комиссии.
Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно выделить следующие:
1. Поскольку многие диспозиции норм Кодекса Волгоградской области об административной ответственности являются бланкетными, т.е. они отсылают к определенным муниципальным правовым актам (правилам благоустройства, содержания животных и т.п.), то в постановлениях административных комиссий должна быть не общая ссылка на нарушение этих правил, а указания на определенные пункты. Без такого точного указания постановление комиссии является некорректным и подлежит отмене.
2. В постановлениях по делу не указываются все выясненные обстоятельства, указание которых необходимо в соответствии со статьей 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Так, Старополтавский районный суд удовлетворил два протеста прокурора на решения административной комиссии Харьковского сельского поселения на том основании, что в постановлении не были указаны все обстоятельства дела, хотя статья 66.2 "Организация или содержание притонов для распития спиртных напитков" требует доказывания, например, регулярности предоставления помещения (два и более раза в течение года).
3. Очень часто административные комиссии выходят за рамки санкций, указанных в соответствующих статьях. Так, назначается наказание ниже низшего предела, что не предусмотрено действующим законодательством. Административная комиссия Харьковского сельского поселения за организацию притонов назначила гражданам штраф по 500 рублей, хотя минимальная сумма штрафа по данной статье - 1000 рублей.
4. Кроме того, встречаются ошибки в оформлении постановлений и иных документов, заключающиеся в неправильном указании номеров статей, фамилий и установочных данных привлекаемых к ответственности граждан. Так, в протесте прокурора Октябрьского муниципального района по нескольким постановлениям административных комиссий обоснованно указывается, что отсутствие указания на дату и место рассмотрения дела, а также отсутствие иных данных (не указаны дата и место совершения правонарушения) должно влечь за собой отмену постановления.
5. Следует обратить внимание и на тот факт, что многие ответственные секретари административных комиссий путают протесты прокуроров с иными актами прокурорского реагирования. Согласно федеральному законодательству (статья 30.10 КоАП РФ) прокурор вправе принести протест на не вступившее в законную силу постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении в суд. В таком случае сама комиссия лишена права пересматривать свои решения, поскольку решения по протесту принимает суд, который может вынести и новое решение, и направить дело на новое рассмотрение. Все иные акты прокурорского реагирования протестами не являются. Вступившие в законную силу решения административных комиссий вправе опротестовывать только прокурор Волгоградской области и его заместители.
Хотя количество протестов прокуроров является небольшим по сравнению с общим количеством административных дел (свыше 9 тысяч), рассмотренных во втором квартале 2007 г., однако каждый случай обоснованного протеста должен быть рассмотрен административными комиссиями с принятием мер по недопущению аналогичных нарушений, поскольку в таких случаях речь идет о нарушении прав граждан и юридических лиц, привлекаемых к ответственности.
С целью профилактики нарушений в деятельности административных комиссий муниципальных образований Волгоградская областная административная комиссия принимает меры к повышению квалификации членов административных комиссий, контролирует в рамках своих полномочий их деятельность, обеспечивает комиссии необходимой методической литературой. Также должны активизировать свою работу по указанным вопросам и административные комиссии муниципальных районов как структуры, на которые возложена обязанность по оказанию помощи административным комиссиям сельских и городских поселений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь абзацем 5 статьи 4 Закона Волгоградской области № 987-ОД от 31.12.2004 "О Волгоградской областной административной комиссии", Волгоградская областная административная комиссия постановляет:
1. Административным комиссиям муниципальных образований провести обсуждение внесенных протестов прокуроров и принять меры к исправлению допущенных ошибок.
2. Административным комиссиям муниципальных районов выйти с предложением к прокурорам о проведении семинаров-совещаний с председателями и ответственными секретарями административных комиссий муниципальных образований в составе районов по вопросам недопущения нарушений законности в их деятельности.
3. Ответственным секретарям административных комиссий муниципальных районов обо всех случаях удовлетворения протестов прокуроров на постановления административных комиссий сообщать в Волгоградскую областную административную комиссию с приложением копий документов.
4. Ответственным секретарям административных комиссий муниципальных районов довести настоящее постановление до административных комиссий муниципальных образований в составе районов.

Председатель
Волгоградской областной
административной комиссии
М.Н.КОЗЮК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru