ЗАКОН Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД
(ред. от 29.12.2007)
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Волгоградской областной Думой 07.10.1999)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская правда", № 218, 23.11.1999 ("Деловой человек", № 48).
--> примечание.
Начало действия редакции - 26.01.2008 <*>.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с исчислением срока вступления в силу изменяющего документа. Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 29.12.2007 № 1617-ОД, вступили в силу через 10 дней со дня его официального опубликования (опубликован в "Волгоградской правде" - 16.01.2008). Подробнее см. Справочную информацию.
О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
областной Думой
7 октября 1999 года
(в ред. Законов Волгоградской области
от 25.01.2001 № 501-ОД, от 19.03.2001 № 518-ОД,
от 29.12.2007 № 1617-ОД)
Настоящий Закон конкретизирует порядок реализации правоотношений в сфере оплаты труда, регулирование их на основе социального партнерства, порядок исполнения государственных гарантий; определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области и их ответственность.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о регулировании оплаты труда
Регулирование оплаты труда в Волгоградской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Законом Волгоградской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Настоящий Закон распространяется на все организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и региона их государственной регистрации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
заработная плата (оплата труда) - сумма выплат в денежной форме, получаемых работником через регулярные периоды времени в отработанное время или за выполненную работу, а также за не отработанное, но подлежащее оплате время. Допускается натуральная форма оплаты труда как исключительная мера, предусмотренная в коллективном договоре, и только с согласия получателя (с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации);
индексация оплаты труда - повышение оплаты труда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем;
средняя заработная плата в организации или по отрасли - заработная плата, исчисленная в среднем на одного работника в организации или по отрасли путем деления фонда заработной платы на среднесуточную численность работающих в организации или в отрасли. Размер средней заработной платы в организации или по отрасли определяется по статистическим данным за год, предшествующий году заключения отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора (соглашения), трудового договора (контракта);
руководитель организации - лицо, непосредственно выполняющее организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные обязанности в организации на основании учредительных документов организации, полномочий по управлению организацией, делегированных собственником организации, а также иными уполномоченными лицами;
социальное партнерство-основанные на законах Российской Федерации и Волгоградской области взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с целью выработки и принятия решений по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам для удовлетворения интересов различных социальных групп населения через проведение взаимных консультаций, переговоров, достижение и заключение сторонами соглашений, коллективных договоров;
тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты труда определенных групп и категорий работников;
единая тарифная сетка работников бюджетной сферы - система тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально-квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда (минимального оклада) работников;
прожиточный минимум - стоимостное выражение минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы, подтверждаемые данными государственной статистики о потребительских ценах на основные виды товаров и услуг по социально-демографическим группам населения.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона
Регулирование заработной платы на территории Волгоградской области направлено на:
преодоление кризисных явлений и обеспечение необходимой социальной защищенности населения;
установление порядка регулирования оплаты труда с целью защиты прав работника, усиление ответственности за достижение конечных результатов в труде.
Регулирование заработной платы осуществляется в целях:
достижения баланса интересов работодателя и работника;
достижения оптимального соотношения между количеством и качеством труда и его оплатой;
установления соотношения между оплатой труда руководителя организации и работника;
содействия развитию рыночных отношений, конкуренции, свободной экономической деятельности;
увеличения объемов производства и улучшения качества продукции (товаров, услуг).
Статья 4. Основы регулирования оплаты труда
Регулирование оплаты труда осуществляется на принципах социального партнерства путем сочетания мер государственного регулирования и системы соглашений на областном, территориальном, отраслевом уровнях и на уровне организации.
Работодатель обязан разработать и утвердить локальным актом (коллективный договор, приказ, положение) систему и формы оплаты труда для всех категорий работников организации.
Конкретные условия, форма и размер оплаты труда работника фиксируются в письменном трудовом договоре (контракте), заключенном с ним.
Статья 5. Государственное регулирование оплаты труда
Государственное регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области и включает в себя:
1) поэтапное выравнивание гарантированного минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на территории Волгоградской области;
2) проведение соответствующей налоговой политики;
3) индексацию заработной платы при росте потребительских цен;
4) регулирование оплаты труда в государственных и муниципальных организациях;
5) установление порядка применения Единой тарифной сетки (далее - ЕТС) по оплате труда работников бюджетных отраслей и установление для этих отраслей тарифной ставки (окладов);
6) установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок.
Статья 6. Индексация оплаты труда
1. Индексация оплаты труда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства для индексации оплаты труда работников бюджетной сферы могут предусматриваться в соответствующих бюджетах, исходя из возможностей этих бюджетов.
(в ред. Закона Волгоградской области от 19.03.2001 № 518-ОД)
Небюджетные организации обязаны предусматривать соответствующие средства на индексацию при составлении смет и в иных документах, определяющих финансовые возможности на предстоящий период.
2. Порядок индексации устанавливается в областном трехстороннем соглашении в рамках действующего законодательства и с учетом возможностей областного бюджета, а также реального изменения цен и величины прожиточного минимума.
3. Индексация производится в зависимости от индекса потребительских цен и установленного порога индексации и осуществляется одновременно для всех работников в пределах собственных средств организации.
4. Индексация при задержке выплаты начисленной заработной платы производится в соответствии с условиями, указанными в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
Глава II. ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
Статья 7. Обеспечение тарифного регулирования оплаты труда
Тарифное регулирование оплаты труда на территории Волгоградской области обеспечивается:
1) областным трехсторонним соглашением;
2) территориальными трехсторонними соглашениями;
3) отраслевыми и профессиональными тарифными соглашениями;
4) коллективными договорами.
Статья 8. Регулирование оплаты труда на основе областного трехстороннего соглашения
1. Размер минимальной заработной платы определяется, исходя из соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, специальным коэффициентом, установленным законом Волгоградской области, и фиксируется в областном трехстороннем соглашении.
2. Областное трехстороннее соглашение заключается между администрацией Волгоградской области, областным советом профессиональных союзов, областным объединением работодателей, иными представительными органами и органами общественной самодеятельности, обладающими соответствующими полномочиями по представлению интересов работодателей и работников.
3. Областное трехстороннее соглашение по оплате труда распространяется на организации, расположенные на территории Волгоградской области, чьи полномочные представители участвуют в его подготовке и заключении.
4. Областное трехстороннее соглашение определяет:
1) соотношение минимального размера оплаты труда в процентах и величины прожиточного минимума на одного трудоспособного жителя на начало года, на который заключается соглашение;
2) установление межотраслевых соотношений в оплате труда;
3) размер тарифной ставки первого разряда (минимального оклада) рабочего основной профессии небюджетных отраслей экономики: машиностроения, металлургии, строительства, агропромышленного комплекса, энергетики и других на основе установленных межотраслевых соотношений в оплате труда;
4) соотношение в оплате труда по профессионально-квалификационным группам на основе применения ЕТС;
5) перечень профессий и должностей, требующих единых условий оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности;
6) размер тарифной ставки первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
7) перечень организаций, которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития замедлить (ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления регламентированных темпов замедления (роста);
8) гарантированную часть заработной платы (тарифа, оклада) работника в общей заработной плате.
5. Областная (территориальная) трехсторонняя комиссия разрабатывает трехстороннее соглашение и осуществляет контроль за его исполнением.
Статья 9. Гарантии оплаты труда в случае банкротства или ликвидации организации
При банкротстве или ликвидации организации работодатель удовлетворяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) требования работников, вытекающие из трудовых отношений (выплаты выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе и по контракту).
Часть вторая утратила силу. - Закон Волгоградской области от 29.12.2007 № 1617-ОД.
Статья 10. Регулирование оплаты труда на основе территориальных трехсторонних соглашений
1. Территориальные трехсторонние соглашения заключаются на уровне муниципальных образований на основе соглашений между территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и соответствующим органом местного самоуправления.
2. Размеры тарифных ставок, принимаемых территориальным трехсторонним соглашением, не должны быть ниже размеров тарифных ставок, принятых областным трехсторонним соглашением.
3. Территориальные трехсторонние соглашения определяют:
1) порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом потребительских цен на товары и услуги на территории муниципального образования;
2) условия оплаты труда по профессиям и должностям согласно их перечню, устанавливаемому в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 8 настоящего Закона;
3) размеры надбавок и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию.
Статья 11. Регулирование оплаты труда на основе отраслевых и профессиональных тарифных соглашений
1. Отраслевые и профессиональные тарифные соглашения заключаются между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и исполнительным органом государственной власти Волгоградской области.
2. В тех случаях, когда в сферу действия отраслевого или профессионального тарифного соглашения включается не менее чем 50 процентов работников отрасли, профессии, исполнительный орган государственной власти Волгоградской области имеет право предложить работодателям и представителям работников, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
3. Отраслевые и профессиональные тарифные соглашения определяют:
1) величину межразрядных тарифных коэффициентов;
2) размер тарифной ставки (минимального оклада) рабочих основных профессий отрасли;
3) размеры и соотношения в оплате труда по основным профессионально-квалификационным группам работников с учетом областного трехстороннего соглашения;
4) особенности оплаты труда отдельных групп работников, отражающих производственную специфику отрасли;
5) условия оплаты за тяжелые и вредные условия труда в отрасли;
6) основные условия стимулирования труда работников;
7) порядок пересмотра минимального размера оплаты труда в сторону увеличения в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Статья 12. Регулирование оплаты труда на основе коллективных договоров
1. Коллективный договор в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключается между работниками организации в лице их представителей и работодателем.
2. Коллективный договор по вопросам оплаты труда определяет:
1) вид (форму, систему) оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов);
2) соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями работников;
3) размеры и порядок выплаты доплат и надбавок;
4) условия премирования работников;
5) механизм регулирования оплаты труда работников (с учетом величины прожиточного минимума) определяется на основе положений Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевых тарифных соглашений Российской Федерации и Волгоградской области, областного, отраслевых и профессиональных в регионе;
6) виды, размер и порядок выплаты компенсаций при несвоевременной выплате заработной платы;
7) сроки выплаты заработной платы.
3. Запрещается оплата труда в следующих формах:
в виде долговых обязательств организаций (работодателя), расписок, кредитов и иных форм, заменяющих деньги;
натуральной продукцией в виде спиртных напитков и наркотических средств;
натуральной продукцией, не подходящей для личного потребления работником и его семьей, а предназначенной для продажи (за исключением случаев письменного согласия работника).
При наличии на предприятии магазина (или иного вида обслуживания) работодатель не вправе принуждать работника к получению заработной платы в натуре исключительно в данном магазине (или ином виде обслуживания).
Статья 13. Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы
1. Тарифные ставки и должностные оклады для работников организаций бюджетной сферы устанавливаются на основе ЕТС, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
2. На территории Волгоградской области размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС для организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, может устанавливаться на основании областных и территориальных соглашений с учетом прожиточного минимума на одного трудоспособного жителя Волгоградской области.
Статья 14. Регулирование оплаты труда государственных и муниципальных служащих
Регулирование оплаты труда государственных и муниципальных служащих Волгоградской области осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 15. Механизм регулирования оплаты труда руководителей организаций
1. Регулирование оплаты труда руководителей организаций осуществляется на основе социального партнерства путем заключения соответствующих соглашений и коллективных договоров, а также на основе заключения трудовых договоров (контрактов) с руководителями организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
2. Механизм регулирования оплаты труда руководителей организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включает в себя установление размеров оплаты труда по решению органа, заключающего трудовой договор (контракт) с руководителем организации. Размер оплаты труда (средний заработок) руководителя организации фиксируется в коллективном договоре, в трудовом договоре (контракте) и размером не ограничивается. При этом в коллективном договоре устанавливается соотношение между размером оплаты труда руководителя и средним заработком работника организации. Размер оплаты труда (средний заработок) руководителя не может превышать 8-кратный средний заработок работника организации и отражается в коллективном договоре.
(в ред. Закона Волгоградской области от 25.01.2001 № 501-ОД)
Статья 16. Критерии установления размера оплаты труда руководителей организаций небюджетной сферы
Критериями установления размера оплаты труда руководителей организаций небюджетной сферы являются следующие показатели работы организации:
1) объемы работ (услуг), их технологическая сложность;
2) величина прибыли;
3) численность работающих;
4) соотношение размера оплаты труда (среднего заработка) руководителя организации и размеров оплаты труда (среднего заработка) работников организации.
Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И
КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА, ТАРИФНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА
Статья 17. Государственный надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда
Государственный надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда в организациях Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Общественный контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда и тарифных соглашений по регулированию оплаты труда осуществляют профессиональные союзы в соответствии с законодательством о деятельности профсоюзов.
Статья 18. Контроль за выполнением тарифных соглашений по регулированию оплаты труда
Контроль за выполнением тарифных соглашений по регулированию оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Статья 19. Ответственность за нарушение нормативов по оплате труда, нарушение и невыполнение тарифных соглашений по регулированию оплаты труда
Руководители и другие должностные лица организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, несут установленную законодательством административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за неисполнение государственных гарантий, соглашений (договоров), настоящего Закона по вопросам оплаты труда.
Привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение нормативов по оплате труда, нарушение и невыполнение тарифных соглашений по регулированию оплаты труда, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Волгоградской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в те же сроки.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
9 ноября 1999 года
№ 327-ОД