Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Волгоградская91.txt.11789
Волгоградская

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 06.04.2005 № 01-10/(268)57-05
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 641-ОД "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 6 апреля 2005 г. № 01-10/(268)57-05

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА
№ 641-ОД "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (далее - областной Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы является вступление в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый областной Закон регулирует отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Волгоградской области в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического, историко-культурного воспитания населения.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
3. Федеральный закон от 10.01.2001 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. 29.12.2004 № 199-ФЗ).
5. Устав (Основной закон) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации, находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и определяются этими органами.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем в тексте исследуемого областного Закона выявлен ряд несоответствий действующему федеральному законодательству.
1. Абзацем 4 статьи 10 Закона Волгоградской области к полномочиям Волгоградской областной Думы отнесено установление налоговых льгот природоохранным учреждениям, являющимся юридическими лицами, а также собственникам, владельцам или пользователям земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий.
Ввиду того, что пункт 3 статьи 20, пункт 7 статьи 22, пункт 3 статьи 30 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", закрепляющие порядок предоставления налоговых льгот указанным лицам, в соответствии с действующим законодательством отменены, субъект Российской Федерации не вправе регулировать отношения в части установления порядка предоставления налоговых льгот указанным категориям субъектов правоотношений.
Выявленное несоответствие заключается в превышении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, связанных с предоставлением налоговых льгот соответствующим субъектам в границах особо охраняемых природных территорий.
2. Абзац 6 статьи 11 и пункт 2 статьи 24 Закона Волгоградской области, согласно которым к компетенции главы администрации Волгоградской области отнесено оформление паспортов об особо охраняемых природных территориях областного значения не соответствует пункту 3 статьи 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", устанавливающему, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления порядка и деятельности федеральных органов исполнительной власти.
3. В соответствии с абзацем 2 статьи 12 Закона Волгоградской области органы местного самоуправления вправе принимать решения об организации особо охраняемых территорий местного значения, оформлять паспорта и утверждать положения о них.
Абзацем 2 пункта 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, указанное полномочие не входит в компетенцию органов местного самоуправления в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за соблюдением режима охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, поскольку находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
29.11.2004 подготовлено повторное экспертное заключение по результатам повторной юридической экспертизы исследуемого Закона Волгоградской области, основанием проведения которой стало принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (повторное экспертное заключение № 01-107(268)234-04).
Повторное экспертное заключение содержало выводы о несоответствии рассматриваемого Закона Волгоградской области федеральному законодательству с момента вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Ранее сделанные территориальным органом юстиции выводы в отношении отдельных положений рассматриваемого областного Закона поддерживаются согласно настоящему экспертному заключению, за исключением выводов относительно разделов 2 и 5 и пункта 5 статьи 18 Закона Волгоградской области, утративших актуальность ввиду принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ, расширяющего полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 07.12.2001 № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения органами государственной власти Волгоградской области полномочий по установлению налоговых льгот в границах особо охраняемых природных территорий, оформлению паспортов особо охраняемых природных территорий, установления полномочий органов местного самоуправления в сфере организации особо охраняемых территорий местного значения.
Предлагаю привести исследуемый повторной юридической экспертизой Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством, о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения сообщить в отдел законодательства и федерального регистра Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу в Волгоградской области.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru