РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 08.08.2003 по делу № А12-8999/03-С45
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА ОТ 02.07.1999 № 802 "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЗЕМЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДА" В ЧАСТИ УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПОВОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЛИ ОТКАЗАНО>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением ФАС Поволжского округа от 04.11.2003 данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2003 года Дело № А12-8999/03-С45
(извлечение)
Арбитражный суд Волгоградской области рассмотрел в судебном заседании заявление ООО "Ансей ВМК" о признании недействительным нормативного акта.
Существо спора:
ООО "Ансей ВМК" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления администрации Волгограда от 02.07.1999 № 802 "О разграничении прав и полномочий при заключении договоров аренды земли на территории Волгограда" в части утверждения типовой формы договора аренды земли, мотивируя тем, что данное постановление не соответствует законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Закону Волгоградской области "Об установлении публичных сервитутов земельных участков на территории Волгоградской области", а также нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация Волгограда и департамент муниципального имущества администрации Волгограда считают заявленные требования необоснованными, незаконными, просят в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд
установил:
Постановление администрации Волгограда от 02.07.1999 № 802 "О разграничении прав и полномочий при заключении договоров аренды земли на территории Волгограда" действует в части утверждения типовой формы договора аренды земли. В соответствии со ст. 40 Устава города-героя Волгограда глава администрации Волгограда издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые вступают в силу с момента их подписания. Данная типовая форма имеет рекомендательный характер для структурных подразделений администрации Волгограда, т.к. к компетенции главы администрации отнесены вопросы руководства деятельностью администрации города, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальными землями.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления и государственная регистрация для осуществления распоряжения не требуется.
Проверяемое постановление на соответствие Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ показывает, что в силу ст. 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Помимо этого, ст. 425 ГК РФ стороны вправе устанавливать, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершение сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, другим природоохранным законодательством. Ст. 25 Земельного кодекса РФ устанавливает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Анализ типовой формы договора свидетельствует, что содержание данного договора соответствует нормам гражданского и земельного законодательства как на момент его принятия, так и рассмотрения, т.к. согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.
Действующий в настоящее время Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ предусматривает более широкий спектр устанавливаемых прав, но в то же время механизм осуществления этих прав устанавливается договором. В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем). Часть 5 ст. 22 Земельного кодекса РФ предусматривает право арендатора без согласия осуществлять передачу прав аренды третьему лицу с условием уведомления, однако если иное не предусмотрено условиями договора.
В типовой форме срок аренды, предмет договора не определены, соответственно, ссылка на п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ необоснованна.
В то же время права арендатора на возведение различных сооружений должны осуществляться с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 Земельного кодекса РФ). Градостроительный кодекс РФ в ст. ст. 61, 62 устанавливает, что арендатор имеет право осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории только после получения специального документа - разрешения на строительство.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, устанавливающей обязанности лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в первую очередь указывает на обязанность использовать земельный участок в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель. Кроме того, ст. 8 Земельного кодекса РФ определяет порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. В отношении муниципальных земель отнесение и перевод осуществляет орган местного самоуправления.
Оспариваемое постановление, содержащее типовую форму договора аренды, представляет собой примерную форму договора и в данном случае не может нарушать законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не является обязательной для заявителя. Гражданское законодательство устанавливает свободу договора, где граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). При заключении договора стороны как самостоятельные субъекты хозяйственной деятельности самостоятельны в определении условий договора.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления ООО "Ансей ВМК" о признании недействующим Постановления администрации Волгограда от 02.07.1999 № 802 "О разграничении прав и полномочий при заключении договоров аренды земли на территории Волгограда" в части утверждения типовой формы договора аренды земли отказать.
Признать Постановление администрации Волгограда от 02.07.1999 № 802 "О разграничении прав и полномочий при заключении договоров аренды земли на территории Волгограда" соответствующим Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, имеющим большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Арбитражного суда Поволжского федерального округа в месячный срок.
Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2003. Полный текст решения изготовлен 12.08.2003.