ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 04.08.2003 № 01-11/(009)177-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2003 № 46 "О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЕВОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ КАЗАЧЬИМ ОБЩЕСТВАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 августа 2003 г. № 01-11/(009)177-03
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 21.01.2003 № 46 "О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЕВОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬ КАЗАЧЬИМ ОБЩЕСТВАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕЕСТР КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21.01.2003 № 46 "О формировании целевого земельного фонда на территории Волгоградской области для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (далее - Постановление).
Повторная юридическая экспертиза проведена на основании Письма Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 17.07.2003 № 01-05/02/733.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением образована комиссия по организации работ по формированию целевого земельного фонда на территории Волгоградской области для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и утверждены ее состав и Положение о ней, а также утверждено Положение о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам Волгоградской области, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - Положение).
Постановлением регулируются отношения, связанные с формированием целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам в Волгоградской области.
Нормативное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Земельный кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ст. 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Из этого положения Федерального закона следует, что указанные выше отношения должны регулироваться исключительно законом субъекта Российской Федерации, а следовательно, установление условий предоставления земель казачьим обществам, т.е. непосредственно оборот сельскохозяйственных земель, в нормативном правовом акте Главы Администрации Волгоградской области неправомерно (раздел 4 Положения).
Кроме того, положениями федерального законодательства не предусмотрено создание и функционирование специального земельного фонда для предоставления земель отдельной категории граждан (казачьим обществам).
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 21.01.2003 № 46 "О формировании целевого земельного фонда на территории Волгоградской области для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" противоречит федеральному законодательству.
Примечание. Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области обращает внимание на то, что информационно-методическим Письмом Федерального управления Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу о приведении в соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, и проведения юридической экспертизы указанной категории актов от 17.07.2003 № 01-05/02/733 указано, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 21.01.2003 № 46 также противоречит федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие.
На основании вышеизложенного, руководствуясь указанными положениями федерального законодательства, предлагаем привести рассматриваемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством.
И.о. начальника Управления
советник юстиции 1-го класса
В.А.ШУБИН