ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 04.08.2003 № 01-11/(131)178-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.01.1996 № 17 "ОБ ОБЛАСТНОМ ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ" (В РЕД. ОТ 19.07.1999 № 496)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 августа 2003 г. № 01-11/(131)178-03
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 17.01.1996 № 17 "ОБ ОБЛАСТНОМ ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ"
(В РЕД. ОТ 19.07.1999 № 496)
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Администрации Волгоградской области от 17.01.1996 № 17 "Об областном фонде поддержки индивидуального жилищного строительства на селе" (в ред. от 19.07.1999 № 496) (далее - Постановление).
Юридическая экспертиза проведена по запросу первого заместителя начальника Федерального управления Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу от 30.07.2003 № 02-06/130.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением образован областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, который впоследствии был переименован в Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки.
Постановлением регулируются гражданские правоотношения.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
5. Постановление Правительства РФ от 15.06.1994 № 664 "Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, действующие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, принятых в соответствии с ним, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а также актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые содержат нормы гражданского права (ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.
Иным некоммерческим организациям органы государственной власти могут оказывать экономическую поддержку в различных формах (ч. 2 п. 1 ст. 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Образованный областной фонд жилья и ипотеки не является государственным учреждением, а следовательно, орган государственной власти не вправе образовывать данный фонд и утверждать его устав.
Следует отметить, что согласно п. 2 Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.1994 № 664, "решение об образовании регионального или местного внебюджетного фонда развития жилищного строительства принимают представительные органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления".
Пунктом 10 Постановления предусмотрено "главам администраций районов и городов осуществлять оформление права собственности на дом в установленном порядке с учетом предоставления Фондом сведений о получении и погашении застройщиком ссуды".
Это положение противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что "право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции".
Таким образом, предписывать органам местного самоуправления осуществлять оформление права собственности (фактически государственную регистрацию права собственности) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не вправе, т.к. данное полномочие федеральным законодательством закреплено за органами юстиции.
Из вышеизложенного следует, что Глава Администрации Волгоградской области не вправе принимать нормативный правовой акт по вопросам гражданского законодательства, в частности образовывать некоммерческие организации, создание которых не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов государственной власти.
Вывод: Постановление Администрации Волгоградской области от 17.01.1996 № 17 "Об областном фонде поддержки индивидуального жилищного строительства на селе" (в ред. от 19.07.1999 № 496) в целом противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанный нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством, отменив его. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
И.о. начальника Управления
советник юстиции 1-го класса
В.А.ШУБИН