ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 04.08.2003 № 01-10/(173)140-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.2003 № 855-ОД "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 августа 2003 г. № 01-10/(173)140-03
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.2003 № 855-ОД
"ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон регулирует на территории Волгоградской области отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 1 областного Закона).
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Земельный кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем п. 5 ст. 6 областного Закона противоречит п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 6 областного Закона определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в областной (государственной), муниципальной собственности, передаются казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования в соответствии с процедурами и критериями, утвержденными главой администрации Волгоградской области.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Таким образом, этими положениями федерального законодательства определено, что особые условия для отдельных категорий граждан могут быть установлены только законом.
Противоречие заключается в том, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут передаваться на условиях, установленных исключительно законом, а не правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству в части определения вида правового акта, определяющего порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам.
Примечание. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области проводилась юридическая экспертиза на проект Закона Волгоградской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", по результатам которой законопроект был признан не противоречащим федеральному законодательству (экспертное заключение от 10.06.2003 № 01-08/48-03).
Однако представленный на юридическую экспертизу законопроект и принятый впоследствии закон по тексту не соответствуют друг другу.
Внесенное изменение в областной Закон содержит противоречие федеральному законодательству, указанное в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем привести указанное положение областного Закона в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
И.о. начальника Управления
советник юстиции 1-го класса
В.А.ШУБИН