Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Волгоградская91.txt.14936
Волгоградская

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 21.04.2003 № 01-10/64-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1998 ГОДА № 217-ОД "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 729-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 апреля 2003 г. № 01-10/64-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1998 ГОДА
№ 217-ОД "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 729-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 6 ноября 1998 года № 217-ОД "О пожарной безопасности" (в редакции от 17 июля 2002 года № 729-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон Волгоградской области регулирует правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 10 января 2003 года № 15-ФЗ);
- Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 11 марта 2003 года № 32-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (в редакции от 3 октября 2002 года № 731);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в редакции от 31 мая 2002 года № 373);
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Следовательно, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе принимать соответствующий нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы правоотношений.
Однако в связи с изменением федерального законодательства в ходе анализа норм рассматриваемого Закона Волгоградской области был выявлен ряд противоречий.
1. Часть 1 статьи 25 Закона Волгоградской области, определяющая, что органы государственной власти Волгоградской области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в сфере пожарной безопасности, подлежащие лицензированию, противоречит абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат деятельность по предупреждению и тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из приведенных положений федеральных нормативных правовых актов следует, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные виды деятельности, осуществление которых возможно на основании лицензии.
2. Часть 2 статьи 28 Закона Волгоградской области, определяющая, что для выполнения возложенных на пожарную охрану задач установлены обязательные отчисления в размере 5,0 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов, не подлежит применению и должна быть отменена региональным законодателем, поскольку аналогичное положение, предусмотренное частью 7 статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности", как являющееся, по существу, таким же, какое было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признано им не соответствующим Конституции Российской Федерации в сохраняющем свою силу решении, не подлежит применению и утрачивает силу с 1 января 2003 года (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года № 82-О по ходатайству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года № 239-О по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности").
3. Статьи 33 и 34 Закона Волгоградской области, устанавливающие административную ответственность за нарушение пожарной безопасности, настоящего Закона и иные правонарушения в сфере пожарной безопасности, вступают в противоречие с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 и статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, пункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
В статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установлена иная, нежели в исследуемом областном нормативном правовом акте, мера административной ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности.
Таким образом, установление региональным законодателем административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности неправомерно и рассматривается как вторжение в компетенцию Российской Федерации, поскольку соответствующая санкция определена нормами федерального законодательства об административных правонарушениях, и, кроме того, нарушение части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
4. Часть 2 статьи 36 Закона Волгоградской области, предусматривающая, что материалы для привлечения должностных лиц, граждан и предприятий к административной ответственности оформляют должностные лица Государственной противопожарной службы, признана юридической экспертизой необоснованной, поскольку, следуя сделанному выше выводу о том, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную федеральным законодательством, соответственно, он лишен права определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении в сфере пожарной безопасности.
5. Управление юстиции обращает внимание, что текст исследуемого юридической экспертизой Закона Волгоградской области следует привести в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 10 января 2003 года № 15-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что в связи с изменением федерального законодательства Закон Волгоградской области от 6 ноября 1998 года № 217-ОД "О пожарной безопасности" (в редакции от 17 июля 2002 года № 217-ОД) противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести нормативный правовой акт в соответствие с действующим федеральным законодательством, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru