Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Волгоградская91.txt.15135
Волгоградская

ЗАКОН Волгоградской области от 16.09.1999 № 309-ОД
(ред. от 17.03.2003)
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Волгоградской областной Думой 26.08.1999)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская правда", № 179, 28.09.1999 ("Деловой человек", № 40).



Внимание! Документ утратил силу.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 25.03.2003.
Окончание действия документа - 31.12.2007.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 17.03.2003 № 796-ОД, вступили в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Волгоградской правде" - 25.03.2003).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15.11.2007 № 1558-ОД.
   ------------------------------------------------------------------




16 сентября 1999 года № 309-ОД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
областной Думой
26 августа 1999 года

(в ред. Закона Волгоградской области от 17.03.2003 № 796-ОД)

Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Волгоградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Функции по опеке и попечительству уполномочены осуществлять: в отношении несовершеннолетних лиц - органы управления образованием; в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - органы социальной защиты населения.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.

Глава II. ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории лиц;
защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и попечительстве;
защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства:
организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;
устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
назначают опекунов и попечителей;
назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
принимают решение о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в образовательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения на полное государственное обеспечение;
принимают меры по защите жилищных прав несовершеннолетних, созданию муниципальных жилищных фондов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью;
дают разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену, дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества, выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и несовершеннолетних;
принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав, назначают выплату денежных средств на содержание опекаемых в установленном порядке и размере;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
обеспечивают квотирование рабочих мест для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм;
реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 5. Осуществление общих функций по опеке и попечительству

Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения:
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, обеспечивают сохранность их имущества;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, в соответствии с компетенцией, определенной статьей 1 настоящего Закона;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения, обучения и трудоустройства подопечных;
в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случаях ненадлежащего использования опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования им опеки и попечительства в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
готовят материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 6. Функции по опеке и попечительству органов управления образованием

1. Муниципальные органы управления образованием, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:
выявляют детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, ведут их учет, осуществляют их временное устройство;
представляют в орган управления образованием администрации Волгоградской области, являющийся региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
(абзац введен Законом Волгоградской области от 17.03.2003 № 796-ОД)
осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье, под опеку или попечительство, в приемную семью на усыновление, а при отсутствии такой возможности обеспечивают их устройство в образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения здравоохранения или социальной защиты населения;
создают муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивают их функционирование;
осуществляют подбор и учет лиц - граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей усыновителя, готовят документы, необходимые для усыновления (удочерения), ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
оказывают практическую помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации медицинского обслуживания и отдыха подопечных;
дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечным;
дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и в других случаях, предусмотренных законодательством;
проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание;
представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием, образованием детей;
разрешают спорные вопросы о воспитании детей между родителями и другими родственниками;
участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
2. Орган управления образованием администрации Волгоградской области:
определяет и осуществляет региональную политику в сфере защиты прав детей, не противоречащую политике Российской Федерации;
обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации, Волгоградской области о защите прав детей, контролирует исполнение государственных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
осуществляет в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в сфере защиты прав детей и организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних;
координирует деятельность муниципальных органов управления образованием по опеке и попечительству несовершеннолетних;
создает и обеспечивает функционирование государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие учреждения независимо от их организационно-правовой формы на основании решения органа опеки и попечительства о помещении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение;
контролирует исполнение администрациями учреждений, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, обязанностей опекунов (попечителей) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; предоставляет федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; ведет региональный учет российских граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями; ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, на территории Волгоградской области; выдает этим лицам направления для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения;
(в ред. Закона Волгоградской области от 17.03.2003 № 796-ОД)
предоставляет гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, желающим усыновить (удочерить) ребенка, информацию о детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами и лицами, в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
(в ред. Закона Волгоградской области от 17.03.2003 № 796-ОД)
совместно с органами опеки и попечительства осуществляет подготовку документов, необходимых для рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка иностранными гражданами и лицами без гражданства; участвует в рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства по доверенности органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка;
осуществляет психолого-педагогическое и юридическое консультирование кандидатов в усыновители, находящихся на региональном учете;
организует рассмотрение вопросов, связанных с исполнением муниципальными органами управления образованием функций по опеке и попечительству несовершеннолетних, обращений граждан в органы государственной власти по проблемам охраны прав детей.

Статья 7. Содействие различных ведомств в организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних

1. Органы внутренних дел Волгоградской области:
содействуют в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в государственные и муниципальные учреждения;
в экстренных случаях помещают детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения, учреждения временного пребывания детей, центр временной изоляции несовершеннолетних.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
содействуют социально-бытовому устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших противоправные действия, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
применяют меры воздействия в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших противоправные действия, и их законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
3. Комитеты (отделы) по делам семьи администраций районов и городов Волгоградской области:
участвуют в выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения временного пребывания детей;
осуществляют социальное, психологическое и юридическое консультирование лиц, желающих взять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказывают в пределах своей компетенции содействие в социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляют содействие органам опеки и попечительства в социальном устройстве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
способствуют развитию сети детских социальных приютов и других учреждений для временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий воспитания в семье.
4. Органы государственной службы занятости населения:
осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку;
обеспечивают диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;
содействуют занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Комитеты (отделы) по делам молодежи администраций районов и городов Волгоградской области:
содействуют в трудоустройстве выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействуют в организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Органы записи актов гражданского состояния информируют органы опеки и попечительства о смерти лиц, имеющих на момент регистрации смерти несовершеннолетних детей, если при этом дети остаются без попечения родителей.

Статья 8. Функции по опеке и попечительству органов управления здравоохранением

1. Муниципальные органы управления здравоохранением, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:
оказывают медико-социальную помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки;
осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения либо под опеку граждан;
участвуют в судах в рассмотрении дел о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании гражданина дееспособным, об отмене ограничения дееспособности, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и других дел по защите прав и охраняемых законом интересов подопечных;
участвуют в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, информируют органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законодательством сроки;
обеспечивают содержание в подведомственных учреждениях детей, оставшихся без попечения родителей, с момента рождения до трех лет;
выполняют другие функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
2. Орган управления здравоохранением администрации Волгоградской области:
осуществляет в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в сфере организации работы по опеке и попечительству совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
координирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления здравоохранением, государственными психиатрическими учреждениями, домами ребенка;
организует работу экспертных медицинских комиссий по обследованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи.

Статья 9. Функции по опеке и попечительству органов социальной защиты населения

1. Муниципальные органы социальной защиты населения, кроме функций, перечисленных в статье 5 настоящего Закона:
выявляют и ведут учет дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;
оказывают социальную помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
организуют попечительство в форме патронажа дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
осуществляют устройство и обеспечивают содержание в учреждениях социального обеспечения дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
участвуют в выявлении и обеспечивают временное устройство детей, нуждающихся в государственной помощи, в учреждения социального обеспечения, информируют органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законодательством сроки;
обеспечивают содержание несовершеннолетних инвалидов в учреждениях социального обеспечения;
выполняют другие функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
2. Орган управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области:
определяет и осуществляет региональную политику в сфере социальной защиты дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;
обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации по предоставлению государственных социальных гарантий дееспособным совершеннолетним лицам, нуждающимся в попечительстве;
осуществляет правовое регулирование отношений в сфере организации работы по попечительству дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
координирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения и социальными учреждениями.

Статья 10. Кадровое обеспечение организации работы по опеке и попечительству несовершеннолетних

Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних устанавливается количественный норматив из расчета - один специалист по охране прав детей на 5 тыс. детского (с момента рождения до 18 лет) населения данной территории, но не менее одного специалиста на один район.

Статья 11. Организация работы советов (комиссий) по опеке и попечительству

Для эффективного решения вопросов по опеке и попечительству органы местного самоуправления создают советы (комиссии) по опеке и попечительству.
Совет (комиссия) организует свою работу на основе положения, утвержденного руководителем органа местного самоуправления.
Совет (комиссия) является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.

Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 12. Особенности применения настоящего Закона

Отдельные вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются уставами муниципальных образований.
Сельские, поселковые, городские в районах администрации вправе непосредственно осуществлять функции по опеке и попечительству, предусмотренные статьей 5 настоящего Закона, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей и формированием банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 13. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Государственный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на территории Волгоградской области осуществляет администрация Волгоградской области.

Статья 14. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

Должностные лица органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти несут ответственность за нарушения положений настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. главы администрации
Волгоградской области
В.И.ГАЛУШКИН
16 сентября 1999 года
№ 309-ОД


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru