РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 21.01.2003
"ПО ДЕЛУ № 385 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2003 года
ПО ДЕЛУ № 385 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила:
В Территориальное управление МАП РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия поступили заявления предпринимателей Тарасовой О.В., Сухова В.А., Соловьева В.И., Широкова В.И., Банько Т.М., осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров в междугородном сообщении автобусами "ГАЗель" о неправомерных действиях Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области.
Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области в адрес вышеуказанных перевозчиков направлены письма одинакового содержания, в которых сообщалось, что в соответствии с Письмом от 12.11.2002 № 01-03/1648 Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции о недопустимости использования автобусов "ГАЗель" на междугородных маршрутах утверждение маршрутной документации на междугородные маршруты перевозчиков аннулировано с 01.12.2002, о чем будет сообщено в ВгООРТИ и УГАИ ГУВД Волгоградской области.
На письменный запрос антимонопольного управления Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области представило список перевозчиков, у которых аннулируется утверждение маршрутной документации. В указанном списке 20 перевозчиков, подавляющее большинство которых является предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с Письмом ВгООРТИ от 20 декабря 2002 г. № 01-03/1861 вышеуказанное Письмо ВгООРТИ от 12.11.2002 № 01-03/1648 носит рекомендательный характер при утверждении маршрутной документации на межрегиональных и международных перевозках пассажиров.
На заседании Комиссии, назначенном на 21 января 2003 г., представитель ВгООРТИ Юров А.Ю. заявил, что никаких запретов ВгООРТИ для перевозчиков не устанавливало. Письмо от 12.11.2002 № 01-03/1648 является информационным и носит рекомендательный характер так же, как и письмо Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ.
Представитель Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области Матинченко В.В. на вопрос председателя Комиссии, каким нормативным актом устанавливается процедура аннулирования утверждения маршрутной документации, пояснил, что аннулирование маршрутной документации не предусмотрено действующими нормативными актами.
Предприниматель Тарасова О.В. пояснила, что 30 сентября 2002 г. ей был выдан сертификат соответствия услуг перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в междугородном сообщении. Сертификат был выдан учреждением первичной профсоюзной организации Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции Волгоградской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ. Тарасова О.В. использует для перевозки пассажиров автобус ГАЗ-32213.
Аналогичный сертификат соответствия услуг перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в междугородном сообщении был выдан 11.09.2002 ЦЭАТ "Волгоградцентравто" предпринимателю Банько Т.В., использующей автобус ГАЗ-322132.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Заявители являются хозяйствующими субъектами, имеющими свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности и стандартную лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами на территории Российской Федерации и самостоятельно, на свой риск, осуществляющими предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от оказания услуг по перевозке пассажиров автобусами на коммерческой основе.
Предпринимателям в установленном порядке Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области были согласованы паспорта междугородных маршрутов.
Изучив обстоятельства дела и нормативно - правовые акты, регулирующие отношения по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, Комиссия приходит к выводу о необходимости использования для перевозок пассажиров транспортных средств, отвечающих требованиям ГОСТа Р 41.52 - 2001 (Правила ЕЭК ООН № 52), ГОСТа 27815-88 (Правила ЕЭК ООН № 36) и иных нормативных актов, устанавливающих требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в регулярном сообщении. Таким образом, по мнению Комиссии, недопустимо использование при осуществлении перевозок общего пользования транспортных средств по полной массе и пассажировместимости, соответствующих категориям М2 и М3, однако в силу конструктивных особенностей не отвечающих требованиям ГОСТа Р 41.52 - 2001 (Правила ЕЭК ООН № 52), ГОСТа 27815-88 (Правила ЕЭК ООН № 36).
При этом следует учесть, что Правила ЕЭК ООН № 36 и № 52 прямо не устанавливают запрета использования для перевозок пассажиров в междугородном сообщении автобусов категории М2 класса В.
Комиссия считает необходимым отметить, что федеральным транспортным законодательством предусмотрена обязанность перевозчика выбирать тип и марку транспортного средства в зависимости от вида перевозок. Указанное положение устанавливается ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 2.5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, п. 2.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, п. 2 ст. 15 Закона Волгоградской области "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом на территории Волгоградской области" от 17.04.2000 № 391-ОД. При этом контроль за соблюдением указанных требований в Волгоградской области возложен на Волгоградское областное отделение Российской транспортной инспекции в соответствии с п. 8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 515.
Аннулирование маршрутной документации влечет для предпринимателей, использующих автобусы "ГАЗель", прекращение предпринимательской деятельности с безвозвратными материальными издержками, складывающимися из затрат на приобретение автобусов, на которых перевозчики осуществляют междугородные перевозки на действующих маршрутах, документация на которые утверждена Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области. Кроме того, для предпринимателей не установлен разумный срок для приведения типа транспортного средства в соответствие с видом перевозки, что ущемляет их интересы.
Конкурентами заявителей на междугородных маршрутах являются государственные и муниципальные автоколонны: ГУП "ВО АК № 1727 "Еланская", ГУП ВО АК № 1208, ГУП "ВО АТП "Серафимовичское", ГУП "ВО ПАТП "Михайловское", ГУП "ВО АТП "Палласовское", ГУП "ВО АТП "Калачевское", Октябрьский филиал ГУП "ВО АТП "Котельниковское", МУП "Волжская АК № 1732". Аннулирование маршрутной документации заявителей влечет для них прекращение деятельности, а следовательно, и переключение спроса потребителей на услуги государственных и муниципальных автоколонн.
Процедура аннулирования утверждения маршрутной документации не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни законодательством Волгоградской области. Более того, невозможен отказ Управления транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области в согласовании маршрутной документации на основании того, что на междугородном маршруте перевозка осуществляется микроавтобусом "ГАЗель", так как исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении нового или изменения действующего маршрута установлен п. 2.7 Правил организации автобусных маршрутов в Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25.12.2001 № 1138.
Часть 2 статьи 1 ГК РФ устанавливает, что гражданские права физических и юридических лиц (в том числе и право осуществления предпринимательской деятельности) могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, направив предпринимателям письма об аннулировании утверждения маршрутной документации, Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области превысило свои полномочия и ограничило конкуренцию на рынке междугородных внутриобластных перевозок пассажиров автобусами, необоснованно препятствуя предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области нарушившим п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
П.И.МИРОНЕНКО
Члены Комиссии
В.В.БУРБА
Е.Ю.ОРЛОВА
А.В.КУЗНЕЦОВ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 января 2003 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего Решения от 21 января 2003 года по делу № 385 о нарушении Управлением транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
Отозвать направленные предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами "ГАЗель" в междугородном сообщении, письма об аннулировании утверждения маршрутной документации.
О выполнении настоящего предписания сообщить до "__" ____________ 2003 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.