Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 21.01.2003 № 01-10/(131)12-03
"НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10 ИЮНЯ 2002 ГОДА № 715-ОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 января 2003 г. № 01-10/(131)12-03

НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 10 ИЮНЯ 2002 ГОДА № 715-ОД

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2000 г. № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело дополнительную юридическую экспертизу Градостроительного кодекса Волгоградской области от 10 июня 2002 года № 715-ОД на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Градостроительный кодекс Волгоградской области является основным законодательным актом Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности и территориального и градостроительного планирования развития и организации территории.
Градостроительный кодекс регулирует правоотношения в сфере преобразования и поддержания благоприятной среды жизнедеятельности населения Волгоградской области в городских и сельских поселениях и на межселенных территориях (преамбула Закона).
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2001 года);
Земельным кодексом Российской Федерации;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 30 декабря 2001 года);
Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 941 "О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 года № 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";
нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры в целях благоприятных условий жизнедеятельности населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено: законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что "градостроительный устав (кодекс) - закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории".
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Дополнительная юридическая экспертиза констатирует, что вывод о противоречии Градостроительного кодекса Волгоградской области федеральному законодательству в части использования средств федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности, сделанный в экспертном заключении Управления юстиции от 25 июля 2002 года № 01-10/(131)65-02, Управление юстиции признает ошибочным по следующим основаниям.
Абзацем 5 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что средства федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности используются для финансирования разработки и реализации федеральных целевых программ развития депрессивных районов, зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, исторических поселений, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения, иных федеральных целевых программ, а также ведения государственного градостроительного кадастра.
Поскольку федеральный законодатель определяет в качестве основания использования средств федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности разработку и реализацию иных федеральных целевых программ, вполне правомерно под приведенное понятие подпадают в соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Волгоградской области комплексные и целевые программы развития территории и градостроительства, финансируемые за счет целевых средств федерального бюджета.
Более детальный анализ положений федерального и регионального законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу отношений, позволяет сделать вывод об отсутствии противоречий Градостроительного кодекса Волгоградской области федеральному законодательству в части финансирования градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Однако Управление юстиции поддерживает позицию, выраженную в первичном экспертном заключении на рассматриваемый нормативный правовой акт, в отношении выявленных нарушений законодательной техники.
1. В абзаце 1 части 3 преамбулы рассматриваемого нормативного правового акта "конкретизирует его применительно к условиям Волгоградской области как субъекта Российской Федерации" заменить на "принят в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации" (далее - по тексту), ввиду того, что по общим правилам законодательной техники формулировкой "конкретизировать" вправе пользоваться орган, принявший нормативный правовой акт.
2. Управление юстиции обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе проведения юридической экспертизы в пункте 3 статьи 49 настоящего Кодекса не установлена правовая природа понятия "порядок оформления ... договоров".
Если под порядком оформления договоров имеется в виду порядок заключения договоров, регулируемый нормами гражданского законодательства, то тем самым региональный законодатель вторгается в сферу исключительного ведения Российской Федерации, нарушая требования Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Пункт 5 статьи 49 исследуемого нормативного правового акта, определяющий, что "застройщик несет ответственность за выполнение требований, изложенных в исходно - разрешительной и проектной документации, в разрешениях на строительство и на ведение строительно - монтажных работ, договорах" (далее - по тексту), можно рассматривать как соответствующий федеральному законодательству, поскольку региональный законодатель не устанавливает ни диспозицию, ни санкцию правовой нормы, которая тесно связана с установлением юридической ответственности.
Однако основания для признания противоречащим указанного положения регионального нормативного правового акта действующему федеральному законодательству могут возникнуть при толковании и применении данной нормы в регулировании общественных отношений, поскольку установленная формулировка будет затрагивать права и законные интересы человека и гражданина на территории субъекта Российской Федерации, так как в рассматриваемом случае фактическим основанием для юридической ответственности следует считать неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований (далее - по тексту).
4. Использование в пункте "а" части 2 статьи 50 настоящего Кодекса понятия "законодательные и правовые акты" некорректно, в этой связи Управление юстиции считает необходимым заменить его словами "законов и иных нормативных правовых актов".
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Градостроительный кодекс Волгоградской области от 10 июня 2002 года № 715-ОД не противоречит действующему федеральному законодательству.
С целью усовершенствования текста Закона Волгоградской области предлагаем учесть замечания Управления юстиции, направленные на устранение нарушений законодательной техники при подготовке и принятии нормативных правовых актов Волгоградской области.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения в установленный законодательством срок.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru