ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 21.01.2003 № 01-11/(04)16-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА № 61 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОТ 16.05.1994 № 226)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 января 2003 г. № 01-11/(04)16-03
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА № 61 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОТ 16.05.1994 № 226)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2000 № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области", провело повторную юридическую экспертизу Постановления Администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 года № 61 "О дополнительных мерах по осуществлению земельной реформы в области" (в редакции Постановления Администрации от 16.05.1994 № 226) (далее - Постановление Администрации Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с вступлением в силу нового Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Постановление Главы Администрации Волгоградской области регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением земельных участков гражданам и юридическим лицам, куплей - продажей этих участков.
Нормативное регулирование осуществляется:
Конституцией Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Конституция Российской Федерации (пункт "к" статьи 72) устанавливает, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области вправе принимать нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемых отношений.
При этом выявлены следующие нарушения федерального законодательства.
1. Пункт 1 Постановления Администрации Волгоградской области, устанавливающий, что главы администраций городов и районов области организовывают регистрацию и оформление на местах гражданам и юридическим лицам документов, удостоверяющих их право собственности на землю, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 1 статьи 133), Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 9), которыми предусмотрено, что государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним осуществляется учреждениями юстиции.
Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не имел права регулировать отношения в сфере государственной регистрации недвижимости, установив другие регистрирующие органы, чем в федеральном законодательстве, поскольку это отнесено к компетенции Российской Федерации.
2. Пункты 2 и 5 Постановления Администрации Волгоградской области, устанавливающие предельные максимальные размеры земельных участков различного целевого назначения, которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, противоречат Земельному кодексу Российской Федерации.
Статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исполнительный орган государственной власти не имел права регулировать отношения, отнесенные к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание. Законом Волгоградской области от 18 декабря 2002 года № 769-ОД "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Волгоградской области" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации установлены предельные размеры земельных участков.
Необходимо отметить, что ссылки в Постановлении Администрации Волгоградской области на Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. № 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 503 "Об утверждении порядка купли - продажи гражданами Российской Федерации земельных участков" не состоятельны, поскольку указанные акты в настоящее время утратили силу.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 года № 61 "О дополнительных мерах по осуществлению земельной реформы в области" (в редакции Постановления Администрации от 16.05.1994 № 226) противоречит действующему федеральному законодательству.
Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН