Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Волгоградская91.txt.16714
Волгоградская

РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 26.02.2002
<ПО ДЕЛУ № 332 О НАРУШЕНИИ ДЕПАРТАМЕНТОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА ЗАКОНА "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2002 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 332, возбужденное по признакам нарушения структурным подразделением администрации Волгограда - департаментом здравоохранения пункта 1 статьи 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело № 332 было возбуждено по заявлению Шпилевой С.Н. следующего характера:
Индивидуальным предпринимателем Шпилевой Н.Н. было подано заявление в департамент здравоохранения администрации Волгограда для получения разрешения на открытие аптечного учреждения, а именно аптеки готовых лекарственных форм, по адресу: пр. Металлургов, 19. Из департамента здравоохранения администрации Волгограда поступил отказ на открытие аптеки в связи с несоответствием требованиям стандарта, утвержденного Минздравом РФ 29.07.1992. Данный отказ заявительница сочла необоснованным и не соответствующим действующему законодательству и обратилась в антимонопольное управление с просьбой определить правомерность отказа в открытии аптеки.
На заседании Комиссии представители администрации Волгограда пояснили следующее:
В соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Устава города-героя Волгограда органом местного самоуправления является администрация Волгограда.
Главой администрации г. Волгограда были вынесены Постановления от 03.11.1998 № 1371 "Об упорядочении открытия новых аптечных учреждений на территории Волгограда" и от 14.01.1999 № 44 "О совершенствовании управления аптечной сетью Волгограда", которыми право на принятие решения об открытии новых аптечных учреждений было передано департаменту здравоохранения администрации Волгограда, осуществляющему согласно пп. 1.1 Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда, утвержденного Постановлением главы администрации Волгограда от 25.08.2000 № 1115, функции органа управления здравоохранением на территории Волгограда.
Распоряжением главы администрации Волгограда от 27.12.2000 № 1230-р "О размещении аптечных учреждений на территории Волгограда" была образована специальная комиссия по рассмотрению вопросов об открытии новых аптечных учреждений администрации Волгограда. При рассмотрении заявлений об открытии аптечного учреждения комиссия руководствуется требованиями стандартов, устанавливающих критерии для различных видов аптечных учреждений.
Комиссия по рассмотрению вопросов об открытии новых аптечных учреждений, рассмотрев заявление Шпилевой Н.Н., отказала в открытии аптеки в связи с несоответствием Основным требованиям, предъявляемым к аптекам, обслуживающим население, утвержденным Минздравом РФ 29.07.1992.
Представители Департамента здравоохранения администрации Волгограда дали следующие объяснения:
При рассмотрении вопросов выдачи разрешений на открытие новых аптечных учреждений департамент здравоохранения руководствуется Основными требованиями, предъявляемыми к аптеке, обслуживающей население, утвержденными Министерством здравоохранения РФ 29.07.1992 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.1992 № 50). В качестве одного из требований, предъявляемых к аптеке, указано следующее: минимальная площадь аптеки должна составлять 90 кв. м. Общая площадь помещения, в котором планирует открытие аптеки готовых лекарственных форм Шпилева Н.Н., составляет 77,4 кв. м. Поскольку площадь аптеки не соответствует требованиям стандарта Минздрава от 29.07.1992, выдача разрешения на открытие такой аптеки не представляется возможной.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, Комиссия территориального управления пришла к следующим выводам:
Принятие решений об открытии новых аптечных учреждений принимается комиссией по рассмотрению вопросов об открытии новых аптечных учреждений, состав которой утвержден Распоряжением администрации Волгограда от 27.12.2000 № 1230-р "О размещении аптечных учреждений на территории Волгограда".
При подаче на рассмотрение комиссии заявления с просьбой об открытии нового аптечного учреждения по указанному адресу заявитель должен представить следующие документы:
1. Схему расположения нового аптечного учреждения с привязкой его к местности и уже работающим аптечным учреждениям вне зависимости от их формы собственности. Обязательным является обозначение на плане расстояния в метрах до действующих аптечных учреждений, расположенных в радиусе 1 километра.
2. План помещений нового аптечного учреждения, который должен содержать информацию о размере площадей и их функциональном предназначении:
а) если это выкупленная квартира, то план должен быть заверен в БТИ или главным архитектором района;
б) если аптечное учреждение предполагается разместить в действующем предприятии, то необходимо отразить расположение киоска на площадях данной организации;
в) в случае размещения аптечного учреждения в магазине на плане должна быть обозначена профильность расположенных вокруг отделов.
3. В случае, если аптечное учреждение открывается на территории ЛПУ, обязательным является представление ходатайства главного врача этого учреждения.
Перечень представляемых на рассмотрение комиссии документов содержится в Положении о порядке принятия решений об открытии новых аптечных учреждений на территории Волгограда, которое утверждено Приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 09.01.2001 № 3.
За рассмотрение заявлений об открытии нового аптечного учреждения комиссией взимается регистрационный сбор в размере 116 руб. + налог с продаж.
Однако в федеральном законодательстве отсутствует утвержденный в установленном порядке перечень подаваемых для открытия аптечного учреждения документов. Более того, в действующем федеральном законодательстве нет нормы, указывающей на необходимость представления заявителем каких-либо документов для открытия аптечного учреждения. Согласно п. 5 ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах" решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления. Никаких документов для открытия нового аптечного учреждения заявителю представлять не требуется, поскольку ссылки на подачу каких-либо документов в указанной норме нет. Разрешительный характер принятия решений об открытии аптечного учреждения противоречит смыслу п. 5 ст. 32 ФЗ "О лекарственных средствах". Комиссия считает, что для принятия решения об открытии аптечного учреждения достаточно заявления хозяйствующего субъекта с выраженным в нем намерением открыть аптечное учреждение, т.е. процедура должна носить заявительный характер.
Действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за рассмотрение заявлений хозяйствующих субъектов об открытии нового аптечного учреждения.
Членами комиссии антимонопольного управления была проведена проверка департамента здравоохранения по вопросу принятия решений об открытии новых аптечных учреждений, в результате которой также было установлено следующее:
При принятии решений об открытии новых аптечных учреждений комиссия Департамента здравоохранения проверяет соответствие открываемого аптечного учреждения санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, также соответствие общим требованиям, предъявляемым к составу и размеру площадей аптечного учреждения, что, однако, не является компетенцией комиссии. Более того, проверку на соответствие указанным требованиям осуществляют специально уполномоченные на это органы государственного санитарного контроля и надзора, пожарного надзора. Заключение указанных органов требуется при подаче заявления на получение лицензии на фармацевтическую деятельность (ст. 34 ФЗ "О лекарственных средствах").
Таким образом, хозяйствующего субъекта подвергают двойной проверке на соответствие занимаемого под аптеку помещения санитарным и пожарным требованиям. При предъявлении требования представления документов о соответствии помещения, в котором предполагается открытие аптечного учреждения, санитарным и пожарным нормам, комиссия департамента здравоохранения дублирует функции лицензирующего органа, в чью компетенцию входит рассмотрение заключений уполномоченных органов о соответствии помещений санитарным и пожарным нормам.
Для выдачи лицензии на фармацевтическую деятельность лицензирующий орган требует от хозяйствующего субъекта представления решения органа местного самоуправления на открытие аптеки. Таким образом, при отсутствии положительного решения на открытие аптеки хозяйствующий субъект лишается возможности получить лицензию-разрешение, дающую право заниматься выбранным видом деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Действия администрации Волгограда в лице департамента здравоохранения администрации Волгограда, выраженные в введении разрешительной процедуры принятия решений об открытии аптечных учреждений, издании приказа, утверждающего перечень документов, представляемых на рассмотрение комиссии, дублировании функций лицензирующего органа, рассматривающего вопрос о соответствии открываемого аптечного учреждения санитарным требованиям и нормам и требованиям пожарной безопасности, взимании за рассмотрение заявлений сбора в размере 116 руб., ограничивают самостоятельность хозяйствующего субъекта, влекут невозможность хозяйствующего субъекта реализовать свое право на получение лицензии на фармацевтическую деятельность, имеют своим результатом ущемление интересов хозяйствующего субъекта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать администрацию г. Волгограда нарушившей п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
А.А.СУХАНОВА
Э.П.КОПЫЛОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 февраля 2002 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 26 февраля 2002 г. по делу № 332 о нарушении администрацией г. Волгограда п. 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Волгограда в лице структурного подразделения - департамента здравоохранения прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
1. Отменить разрешительную процедуру открытия новых аптечных учреждений.
Департаменту здравоохранения отменить Положение о порядке принятия решений об открытии новых аптечных учреждений на территории Волгограда, утвержденное Приказом от 09.01.2001 № 3.
2. Впредь до утверждения порядка принятия решений об открытии нового аптечного учреждения на федеральном уровне выдавать положительное решение при наличии заявления хозяйствующего субъекта.
3. Не взимать плату за рассмотрение заявлений об открытии аптечного учреждения.
4. В течение 3 дней с момента получения предписания выдать индивидуальному предпринимателю Шпилевой Н.Н. положительное решение на открытие аптеки готовых лекарственных форм по адресу: пр. Металлургов, 19.
Представить в территориальное управление доказательства исполнения предписания до 15 апреля 2002 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
А.А.СУХАНОВА
Э.П.КОПЫЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru