Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 30.05.2001
<ПО ДЕЛУ № 279 О ПРЕВЫШЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ВОЛГОГРАДА, ВЫРАЗИВШЕМСЯ В ПРИНЯТИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 23.06.1999 № 758>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 13.02.2002 Решение суда от 03.12.2001 оставлено без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Документ признан недействительным Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 03.12.2001 № А12-12488/01-С16.



ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2001 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила:
Дело № 279 возбуждено в соответствии с п. 1.1 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, по собственной инициативе ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия, в отношении администрации г. Волгограда (далее - Администрация) по признакам нарушения п. 1 ст. 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающего федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Действия Администрации, нарушающие требования п. 1 ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразились в принятии Временного положения о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. Постановлением главы администрации г. Волгограда от 23.06.1999 № 758), противоречащего требованиям федерального законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, что влечет за собой нарушения антимонопольного законодательства, выражающиеся в ограничении самостоятельности хозяйствующих субъектов, ограничении конкуренции и имеет своим результатом ущемление их интересов.
Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в РФ установлен: частью 1 Гражданского кодекса РФ, Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утв. Указом Президента РФ от 08.07.1994 № 1482), ст. ст. 34, 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (от 25.12.1990 № 445-1).
Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка находится в исключительном ведении Российской Федерации. Установление процедур и механизмов регистрации юридических лиц является основой входа предприятий любых форм собственности на рынок.
Таким образом, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты, устанавливающие порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
На основании изложенного можно сделать вывод, что администрация г. Волгограда, приняв Временное положение о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденное Постановлением главы администрации г. Волгограда от 23.06.1999 № 758, превысила свои полномочия.
Кроме того, пункты Временного положения содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ, выражающиеся в следующем:
1. Раздел 3 Временного положения устанавливает, что для регистрации юридического лица (независимо от его организационно-правовой формы) необходимо представить эскиз печати (п. 3.12.3 Положения) и протокол собрания учредителей (п. п. 3.13.2 - 3.13.4, 3.14.1 Положения). Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утв. Указом Президента РФ от 08.07.1994 № 1482) и ст. ст. 34, 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Согласно п. 4 названного Указа Президента РФ при государственной регистрации предприятия не допускается предъявление регистрирующим органом требований к заявителю, кроме предусмотренных Положением.
Таким образом, раздел 3 Положения обязывает субъектов предпринимательской деятельности представлять в регистрирующий орган перечень документов, превышающий перечень, предусмотренный законодательством РФ о регистрации..., что ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и влечет за собой ущемление их интересов, может служить административным барьером для входа на соответствующий рынок.
2. Разделом 4 Положения установлен порядок согласования размещения филиалов и представительств юридических лиц и их государственная регистрация. Действующее законодательство РФ о государственной регистрации... (часть 1 ГК, ст. ст. 34, 35 Закона РСФСР "О предприятиях...", Положение о порядке государственной регистрации..., утв. Указом Президента РФ) не предусматривает согласование размещения и регистрацию филиалов и представительств субъектами предпринимательской деятельности с регистрирующими органами. Создание филиалов и представительств должно быть отражено внесениями изменений в учредительные документы юридического лица, которые подлежат государственной регистрации.
Таким образом, возложение на субъектов предпринимательской деятельности обязанности по согласованию размещения филиалов и представительств (государственной регистрации) ограничивает их самостоятельность и имеет своим результатом ущемление их интересов.
3. Раздел 5 Положения устанавливает порядок государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц, пунктом 5.3 которого установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом, а также уплата регистрационного сбора, который не предусмотрен законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" при внесении изменений или дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении организационно-правовой формы предприятия учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения органу, зарегистрировавшему предприятие. Таким образом, законодательством РФ о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, регистрации изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица установлена простая письменная форма (учредитель сообщает соответствующие сведения органу, зарегистрировавшему юридическое лицо).
Предусмотренные разделом 5 Временного положения обязанности юридических лиц уплачивать регистрационный сбор и представлять документы в Регистрационную палату при внесении изменений в учредительные документы ограничивают их самостоятельность, ущемляют интересы и могут служить административным барьером.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что Временное положение администрации г. Волгограда о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. Постановлением от 23.06.1999 за № 758) противоречит требованиям федерального законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и нарушает требования Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 27 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Администрация г. Волгограда, приняв Временное положение о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. Постановлением главы администрации г. Волгограда от 23.06.1999 № 758), превысила свои полномочия, ограничила самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемила их интересы, чем нарушила п. 1 ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ч. 1 Гражданского кодекса РФ, Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утв. Указом Президента РФ от 08.07.1994 № 1482) и ст. ст. 34, 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (от 25.12.1990 № 445-1).
2. Выдать администрации г. Волгограда предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить Постановление администрации г. Волгограда от 23.06.1999 № 758 "Об утверждении Временного положения о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.В.ЗИНЧЕНКО





ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 мая 2001 г. № 279

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 30 мая 2001 г. по делу № 279 о нарушении администрацией г. Волгограда п. 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
Администрации г. Волгограда в течение четырех месяцев с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно:
- отменить Постановление администрации г. Волгограда от 23.06.1999 № 758 "Об утверждении Временного положения о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
О выполнении настоящего предписания сообщить до 5 октября 2001 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. ст. 23, 24 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
В.С.БУКИНА

Члены Комиссии
Т.В.КОСЯК
А.В.ЗИНЧЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru