Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 03.12.1998 по делу № А12-8662/98-С25(209/25)
<О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОСТАВЕ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРАХОВАНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 декабря 1998 года Дело № А12-8662/98-С25(209/25)

(извлечение)

Истец просит признать недействительным Решение ГНИ по Дзержинскому району от 27.10.98 № 01-07/772 о взыскании заниженных налогов и применении финансовых санкций.
Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
1. Истец оспаривает обоснованность выводов о занижении налогооблагаемой базы для расчета налога на пользователей автодорог на 835992 тыс. руб. вследствие завышения размеров резервов, указанных в приложении № 9 к акту проверки.
Выполненный ответчиком во время проверки пересчет резерва по страхованию жизни исходя из нормы доходности 0% признан произведенным без достаточных к тому оснований.
Порядок определения налогооблагаемой прибыли страховщиков установлен Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками". Согласно пункту 4 Положения, утвержденного указанным постановлением, в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иных расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются:
"Отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию".
Пунктом 10 Положения установлено, что:
"Состав страховых резервов, порядок их образования и использования определяются на основании правил, устанавливаемых Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации "О страховании".
Порядок образования страховых резервов применительно к рассматриваемому случаю определен Письмом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 27.12.94 № 09/2-16р/02, в соответствии с которым:
"... страховщики формируют резервы по страхованию жизни на основе Положения о формировании страховых резервов по страхованию жизни, разработанного страховщиками самостоятельно во исполнение пп. 1 ст. 26 Закона Российской Федерации "О страховании" и согласованного с Росстрахнадзором при лицензировании страховой деятельности, а также при внесении изменений в Положение, в том числе в связи с изменением структуры страхового тарифа".
Это требование истцом выполнено. Порядок формирования страховых резервов согласован истцом с Росстрахнадзором при получении лицензии на такой вид страхования, как страхование жизни (условия № 25 добровольного страхования жизни от несчастных случаев, лицензия Росстрахнадзора № 2214 от 22.01.96).
Порядок формирования истцом страхового резерва также соответствует положениям Письма Росстрахнадзора "О резервах по страхованию жизни" от 05.04.95 № 09/2-12р/02.
Правомерность формирования истцом резервов подтверждается специальным Разъяснением Департамента страхового надзора Минфина России от 25.11.98 № 24-231999-09/07.
2. Истцом оспаривается обоснованность выводов об излишнем начислении (создании) страховых резервов по операции перестрахования на основании договора с ОАО "Русский Дом страхования", а именно резерва незаработанной премии и резерва колебания убыточности.
Доводы истца относительно резерва незаработанной премии признаны обоснованными, так как Письмом "Об определении доли перестраховщиков в страховых резервах и формировании резерва предупредительных мероприятий от 03.07.95 № 08/2-32р/02 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью сообщила, что доля участия перестраховщика в резерве незаработанной премии и резерве произошедших, но незаявленных убытков определяется пропорционально отношению суммы страховой премии, переданной в перестрахование, за минусом комиссионного вознаграждения, полученного по договору перестрахования, к базовой страховой премии, исчисленной страховщиком по переданному в перестрахование договору страхования; в резерве заявленных, но неурегулированных убытков в размере доли убытков, подлежащей возмещению перестраховщиком по условиям договора перестрахования.
Создание резерва незаработанной премии предусмотрено пунктом 2.1 Положения о порядке формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, согласованным с Росстрахнадзором.
3. Этим же пунктом Положения предусмотрено создание резерва колебаний убыточности, который сформирован истцом в размере 9407,6 тыс. руб. В обоснование неправомерности формирования резерва ответчик ссылается на то, что при проверке ему не были представлены расчеты фактической убыточности и значение ожидаемой убыточности. Однако в Разъяснении Департамента страхового надзора Минфина России от 25.11.98 № 24-231999-09/07 по этому поводу указывается, что обоснованность расчетов проверяется Росстрахнадзором, а получение страховой организацией соответствующей лицензии свидетельствует о правильности выполнения соответствующих расчетов.
Поскольку согласно пункту 21.12 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 № 30 страховые организации уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг, под суммой реализуемых услуг понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг и определенная в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", необходимо признать, что вывод о занижении налогооблагаемой базы для расчета налога на пользователей автодорог на 835992 тыс. руб. сделан ответчиком при отсутствии оснований для этого.
По основаниям, аналогичным указанным выше, необоснованно сделан вывод о занижении налогооблагаемой базы для исчисления и уплаты налога на содержание объектов жилфонда (приложение № 10 к акту проверки) и, как следствие, вывод о занижении налога на 9366 тыс. руб.
4. Факт неправомерного начисления резервов катастроф (58800 тыс. руб.) и резерв предупредительных мероприятий (12000 тыс. руб.) не влияют на выводы суда, так как согласно отчетным данным истца за 1997 год им получен убыток, сумму которого следует уменьшить на сумму неправомерно начисленных резервов.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127 АПК РФ, суд

решил:

1. Иск удовлетворить. Признать недействительным Решение ГНИ по Дзержинскому р-ну г. Волгограда от 27.10.98 № 01-07/772.
2. ГНИ по Дзержинскому р-ну г. Волгограда возвратить ЗАО "Промышленно-страховая компания" из федерального бюджета госпошлину в размере 834 руб. 90 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Волгоградской области.

Судьи
И.И.КАРАБАНОВ
И.Е.КАРПЕНКО
Н.В.ЛАВРИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru