РАЗЪЯСНЕНИЯ УСЗН Администрации Волгоградской обл. от 16.10.1998
"К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.09.98 № 489 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Письма УСЗН администрации Волгоградской обл. от 02.11.2007 № 12-6522.
ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 16 октября 1998 года
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 17.09.98 № 489 "О ПОРЯДКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ
НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
1. Субсидия предоставляется неработающему трудоспособному гражданину только в том случае, если он в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) признан безработным (п. 2.2).
Многие семьи, особенно многодетные, испытывают материальные трудности, связанные с безработицей, отсутствием достаточного числа детских дошкольных учреждений в сельских районах, а также высокой платой за содержание детей в детсадах, часто превышающей зарплату матерей. Поэтому в целях социальной защиты этих семей новое положение предусматривает, что имеющие детей дошкольного возраста вправе не работать и пользоваться жилищной субсидией. Специалистам по жилищным субсидиям на эту категорию граждан необходимо делать запрос в налоговую инспекцию (п. 2.2).
2. Если ежемесячный среднедушевой доход семьи не превышает установленный среднедушевой прожиточный минимум, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг не должны превышать половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п. 2.4). При этом если в составе семьи находятся граждане разных социально-демографических групп, т.е. с разным бюджетом прожиточного минимума (БПМ), то БПМ берется по среднедушевому размеру (графа "На душу" в своде бюджетов прожиточного минимума), а если в составе семьи граждане одной социально-демографической группы, то БПМ берется соответствующий этой группе.
Пример:
Семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 54 кв. м.
Среднемесячный совокупный доход - 1107 руб.
Среднедушевой доход - 369 руб.
Оплата за жилье и коммунальные услуги составляет 150 руб.
Доля собственных расходов (15%) составляет 166,05 руб.
Таким образом, субсидия по первому варианту семье не положена.
Однако среднедушевой доход семьи - 369 руб., что меньше среднедушевого бюджета прожиточного минимума по области за август т.г. (среднедушевой БПМ берется для каждого района свой), который составляет 370,64 руб., поэтому субсидия рассчитывается по второму варианту:
С2 = 150 руб. - 41,75 руб. х 3 чел. = 24,75 руб., где
41,75 - половина минимального размера оплаты труда.
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации Волгоградской обл. № 552 издано 18.10.1996, а не 18.10.1997.
3. При исчислении среднедушевого совокупного дохода в Постановлении Главы Администрации области № 552 от 18.10.97 предусматривалось, что доходом является начисленная сумма за три месяца, предшествующие месяцу обращения. Принятым Законом Российской Федерации от 31.12.97 № 159 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" термин "начисленных" сумм заменен "полученных" сумм, т.е. доходом является фактически полученная сумма, поэтому в новом положении о порядке предлагается, что справки о доходах должны содержать сведения о фактически полученных доходах каждого члена семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления, независимо, за какой период была выплачена задолженность (п. 4.7).
При этом в случае получения дохода в натуральной форме квартиросъемщик при подаче заявления декларирует этот доход в денежном выражении и несет за эти сведения персональную ответственность (п. 4.14).
Если хотя бы один из совершеннолетних трудоспособных членов семьи не может предъявить документы или декларацию о своих доходах, то документы такой семьи не принимаются для начисления субсидии (п. 4.9).
4. По сравнению с предыдущим положением в новом положении в случае добровольного отказа от алиментов совокупный доход семьи исчисляется без учета алиментов (п. 4.11).
5. Жилищные субсидии начисляются по месту прописки, однако указанное не распространяется на супругов (мужа и жену), имеющих раздельную прописку. В случае раздельной прописки супругов, имеющих иждивенцев, определяется среднедушевой доход, приходящийся на членов этой семьи, с учетом которого рассчитывается субсидия, пропорционально количеству прописанных по данному адресу. В случае раздельной прописки супругов, не имеющих иждивенцев и не проживающих на площади заявителя, в совокупный доход берется доход только одного из супругов, прописанного по адресу заявителя. Однако в случае представления заявителем подтверждающих документов об оплате коммунальных услуг по месту проживания, прописанного, но непроживающего гражданина, при определении положенной субсидии его доля дохода учитывается в совокупном доходе семьи, где фактически он проживает.
6. В предыдущем положении при подсчете совокупного дохода для назначения жилищных субсидий одиноко проживающим, неработающим пенсионерам не учитывалась компенсация, которая составляла 85 - 150 руб. В настоящее время большинству пенсионеров сделан перерасчет пенсии по новому пенсионному законодательству, в соответствии с которым в общем размере получаемой пенсии отсутствует термин "компенсация", а пенсия осталась практически в прежнем размере. В целях социальной защиты одиноко проживающих пенсионеров, являющихся получателями всех видов пенсий, настоящим положением о порядке предоставления жилищных субсидий в совокупном доходе не учитывается основной размер минимальной пенсии, который на данный момент составляет 84,19 руб. (п. 6.1).
Пример:
Одиноко проживающий неработающий пенсионер, получающий социальную пенсию.
Размер пенсии составляет:
50% от 84,19 руб. (мин. пенсия) + 150 руб. (компенсация) = 192,1 руб.
Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход составляет:
192,1 руб. - 84,19 руб. = 107,91 руб.
7. В настоящем положении в совокупном доходе семьи не учитывается сумма денежного содержания детей, находящихся на неполном государственном обеспечении (п. 6.3).
8. Службы жилищных субсидий обязаны осуществлять контроль за предоставлением и финансированием субсидий всем имеющим на то право гражданам, проживающим в жилищном фонде независимо от форм собственности (п. 7.8), т.е. в качестве контроля они вправе делать запрос в финотдел о перечислении денег коммунальным службам и в случае неперечисления ставить в известность администрацию.
9. В настоящем положении учтено, что не допускается отказ в назначении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья, при их согласии погасить задолженность в сроки, согласованные с ЖЭУ или иной предоставляющей коммунальные услуги организацией (п. 7.9).
Обращаем еще раз ваше внимание на то, что в соответствии с п. 5 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21.07.98 № 393 "О цене на природный газ, реализуемый населению" гражданам, имеющим доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума или расходующим на оплату жилья и коммунальных услуг более 15% совокупного дохода, плата за отопление начисляется по ранее действующему тарифу. Принадлежность квартиросъемщика к категории нуждающегося в субсидии на газовое отопление определяется исходя из новых тарифов. В том случае, если субсидия положена, то расчет производится как и прежде с учетом социальной площади жилья, но по старому тарифу. В книжках по оплате за газовое отопление у квартиросъемщика указывается величина субсидии и подтверждается подписью специалиста по назначению субсидии и штампом. Реестры передаются в газосбытовые организации и райфинотдел для возмещения затрат газовикам из районного бюджета. В случае, если при расчете по старым тарифам на газовое отопление субсидия не положена, а по новым плата за жилье и коммунальные услуги превышает 15% совокупного дохода семьи, в книжке квартиросъемщика по оплате за газовое отопление делается запись "Оплата по старому тарифу", подтверждаемая подписью специалиста и штампом. Этот квартиросъемщик также включается в реестр, передаваемый в газосбытовую организацию.
Принадлежность семьи к категории малообеспеченной, которой положено назначение жилищной субсидии, дает ей право оплачивать газовое отопление и электроэнергию по старым тарифам.
Пример 1.
Частный дом в сельской местности общей площадью 100 кв. м.
Состав семьи - 3 чел.
Соцнорма площади жилья - 82 кв. м.
Среднемесячный доход семьи - 672 руб., среднедушевой - 224 руб.
БПМ данного района за август - 365,34 руб.
15% от среднемесячного дохода семьи - 100,8 руб.
Оплата за фактически занимаемую площадь:
1,46 руб. х 100 кв. м + 3,36 руб. х 3 чел. = 156,08 руб., где
1,46 руб. - новый тариф на газовое отопление за 1 кв. м;
3,36 руб. - тариф на приготовление пищи на 1 человека при отсутствии горячего водоснабжения.
Оплата за социальную норму жилья:
1,46 руб. х 82 кв. м + 3,36 руб. х 3 чел. = 126,88 руб.
Таким образом, субсидия положена, семья относится к категории малообеспеченных, и расчет ведется от старых тарифов.
Плата по соцнорме площади жилья и нормативов потребления на 1 человека исходя из тарифов на июль т.г. за отопление:
1,27 руб. х 82 кв. м + 3,36 руб. х 3 чел. = 114,2 руб.
Субсидия по первому варианту:
С1 = 114,2 руб. - 100,8 руб. = 13,4 руб.
Т.к. среднедушевой доход семьи меньше БПМ, то субсидию рассчитываем и по второму варианту:
С2 = 114,2 руб. - 0,5 х 83,49 руб. х 3 = -11,04 руб., поэтому
С = С1 = 13,4 руб.
К оплате:
1,27 руб. х 100 кв. м - 3,36 руб. х 3 чел. - 13,4 руб. = = 123,68 руб., где
1,27 руб. - старый тариф на газовое отопление за 1 кв. м.
Пример 2.
Частный дом в сельской местности общей площадью 70 кв. м.
Состав семьи - 2 человека.
Социальная норма жилья - 58 кв. м.
Среднемесячный доход семьи - 600 руб., среднедушевой - 300 руб.
15% от среднемесячного дохода семьи - 90 руб.
БПМ района за август - 360,53 руб.
Оплата за фактически занимаемую площадь:
1,46 руб. х 70 кв. м + 3,36 руб. х 2 чел. = 108,92 руб.
Оплата за социальную норму жилья:
1,46 руб. х 58 кв. м + 3,36 руб. х 3 чел. = 91,4 руб.
Т.е. семья относится к категории малообеспеченных, и расчет производится по старому тарифу.
1,27 руб. х 58 кв. м + 3,36 руб. х 2 = 80,38 руб., что меньше 15% среднемесячного дохода семьи.
Таким образом, субсидия по первому варианту не положена.
Вместе с тем среднедушевой доход семьи 300 руб., что меньше БПМ района, а это дает право на расчет субсидии по второму варианту:
С2 = 80,38 руб. - 0,5 х 83,49 руб. х 2 = - 3,11 руб., где
83,49 руб. - размер минимальной оплаты труда.
Таким образом, субсидия по второму варианту также не положена.
В этом случае в книжке по оплате за газовое отопление у квартиросъемщика специалистом по жилищным субсидиям производится запись "Оплата по старому тарифу", т.е. квартиросъемщик за газовое отопление платит:
1,27 руб. х 70 кв. м + 3,36 руб. х 2 чел. = 95,62 руб.
Пример 3.
Частный дом в сельской местности общей площадью 55 кв. м.
Состав семьи - 2 человека.
Социальная норма площади жилья - 58 кв. м.
Среднемесячный доход семьи - 1467 руб., среднедушевой доход - 733,5 руб.
15% от среднемесячного дохода - 220 руб.
БПМ района - 450 руб.
Месячное показание счетчика - 1100 куб. м.
Оплата за газ по новому тарифу:
1100 куб. м х 219,4 руб. = 241,3 руб., где
219,4 руб. - тариф за 1000 куб. м с 01.08.98, что выше 15% от среднемесячного дохода (220 руб.).
Таким образом, квартиросъемщик относится к категории малообеспеченных и оплачивает за газовое отопление по старому тарифу:
1100 куб. м х 193 руб. = 212,3 руб.
Субсидия по первому варианту заявителю не положена.
Субсидия по второму варианту не рассчитывается в связи с тем, что БПМ (450 руб.) меньше среднедушевого дохода семьи (733,5 руб.).
В этом случае в книжке по оплате газа производится запись специалистом по жилищным субсидиям "Оплата по старому тарифу", и оплата составит 212,3 руб. вместо 241,3 руб.
Отдел организации социальной помощи областного управления социальной защиты населения рекомендует использовать данную информацию в практической работе.