ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Волгоградской обл. от 14.04.1998 № 186
"О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 1998 г. № 186
О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях дальнейшего развития кредитной потребительской кооперации на территории Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития и регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов на территории Волгоградской области на 1998-2000 годы (пилотный проект "Кредитная кооперация"), (далее - пилотный проект).
2. Комитету экономики Администрации Волгоградской области, Управлению финансов Администрации Волгоградской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, Управлению развития предпринимательства Администрации Волгоградской области обеспечить выполнение мероприятий пилотного проекта.
3. Просить Волгоградскую областную ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и Волгоградскую ассоциацию кредитных потребительских кооперативов принять участие в реализации пилотного проекта.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Волгоградской области оказывать на местах практическую помощь в реализации пилотного проекта.
5. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации о реализации на территории Волгоградской области пилотного проекта "Кредитная кооперация" с участием федеральных органов исполнительной власти.
6. Просить Правительство Российской Федерации выделить в 1998 году Министерству продовольствия и сельского хозяйства Российской Федерации, Российскому фонду поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов льготный кредит сроком на два года в сумме 1750 тыс. рублей на развитие кооперативов Волгоградской области.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области Н.В. Зацаринского.
Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 14 апреля 1998 г. № 186
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ
(ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ "КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ")
I. Кредитная потребительская кооперация
в Волгоградской области
1. Информация о действующих кредитных потребительских
кооперативах по состоянию на 1 января 1998 г.
В настоящее время в Волгоградской области зарегистрировано 16 кредитных потребительских кооперативов граждан, объединяющих физических лиц, и 11 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, объединяющих фермерские хозяйства и мелких сельских товаропроизводителей (далее именуются - КПК). Основные показатели деятельности КПК представлены в таблице 1.
Нормативную правовую базу деятельности КПК составляют:
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной потребительской кооперации";
Закон Волгоградской области от 20.09.95 № 34-ОД "О кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области" с изменениями и дополнениями;
Закон Волгоградской области от 18.04.97 № 111-ОД "О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области" с изменениями и дополнениями.
Названными законодательными актами определены условия образования КПК как добровольного объединения физических и юридических лиц на основе аккумулирования их финансовых ресурсов, с последующим взаимокредитованием, а также определены методы государственного контроля за деятельностью КПК, установлен порядок лицензирования и аннулирования выданных лицензий.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25.03.96 № 138 введен в действие пакет документов, регламентирующих деятельность КПК (Примерный устав, Правила заемных операций КПК, регистры, форма ежеквартальной отчетности и т.д.).
3. Инфраструктура кредитной кооперации
В Волгоградской области создана определенная инфраструктура кредитной кооперации, включающая в себя:
координационный совет по развитию кредитных потребительских кооперативов Волгоградской области, образованный распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 26.01.96 № 41-р, разрабатывающий и внедряющий программы развития кредитной кооперации в области;
Волгоградскую ассоциацию КПК, созданную общим собранием КПК в Волгоградской области от 25.03.97 и представляющую интересы кредитного движения в органах исполнительной, законодательной власти;
представительство Общества международного развития Дежардэн (Канада), действующее в г. Волгограде с 1995 года и оказывающее техническую помощь в развитии КПК;
отдел развития и контроля небанковских финансовых структур Комитета экономики Администрации Волгоградской области, созданный постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.07.97 № 404, на который возложены функции по содействию в создании КПК, а также по контролю за их деятельностью.
II. Проблемы развития и регулирования деятельности
кредитной потребительской кооперации
1. Важнейшим фактором, сдерживающим развитие КПК на территории Волгоградской области, является отсутствие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность КПК.
Фактически отсутствуют теоретические основы (концепция) развития КПК.
Нет достаточных обоснований отличия кредитной кооперации от других финансовых институтов. Имеется значительный разброс суждений специалистов по набору финансовых операций, выполняемых КПК, заемной политике, включая выдачу займов с обеспечением, в том числе под залог сельскохозяйственной техники, будущего урожая, а в перспективе - земли.
2. Развитие кредитной кооперации значительно сдерживается вследствие неурегулированности вопросов, связанных с налогообложением КПК.
На практике это приводит к двойному налогообложению КПК. Необоснованное отнесение средств, получаемых от процентов по займам, на выручку ведет к уплате налога на добавленную стоимость.
3. Во многих случаях КПК не создаются из-за отсутствия специалистов, способных организовать их деятельность.
В Российской Федерации отсутствует система получения высшего образования, а также подготовки и переподготовки кадров для работы в КПК.
Высшие учебные заведения не имеют учебных программ и подготовленных преподавателей по вопросам становления и развития кредитной кооперации.
Имеются и финансовые проблемы подготовки специалистов; КПК, за редким исключением, не имеют возможности самостоятельно финансировать ее.
4. Одним из инструментов государственного регулирования деятельности КПК является лицензирование. В соответствии с законами Волгоградской области деятельность в качестве КПК на территории Волгоградской области лицензируется.
Кроме лицензирования деятельности в качестве КПК, система государственного регулирования включает в себя:
функции контроля за деятельностью КПК (приостановление или отзыв выданных лицензий, предъявление в суды исков о принудительной ликвидации КПК, нарушающих действующее законодательство);
осуществление мероприятий по поддержке деятельности КПК (оказание финансовой помощи вновь учрежденным КПК, выдача льготных ссуд и кредитов);
издание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность КПК;
разработку системы льготного налогообложения КПК;
утверждение инструктивных материалов, регулирующих деятельность КПК;
принятие иных мер по регулированию деятельности КПК в пределах имеющихся полномочий.
Система государственного регулирования деятельности КПК должна применяться на различных стадиях:
учреждения КПК;
государственной регистрации КПК;
выдачи лицензий на деятельность в качестве КПК;
приостановления выданных лицензий, их отзыва и аннулирования;
реорганизации и ликвидации КПК.
III. Цели и задачи Программы развития и регулирования
деятельности кредитных потребительских кооперативов
на территории Волгоградской области на 1998-2000 годы
(пилотного проекта "Кредитная кооперация")
1. Программа развития и регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов на территории Волгоградской области на 1998-2000 годы (пилотный проект "Кредитная кооперация"), далее именуется - пилотный проект, ставит основной целью практическое решение проблем, сдерживающих развитие КПК, и на этой основе развитие услуг по взаимокредитованию сельских товаропроизводителей, предприятий малого и среднего бизнеса, отдельных граждан.
2. Непосредственно пилотный проект предусматривает решение следующих задач:
создание на территории Волгоградской области широкой сети КПК;
содействие в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса на основе их взаимокредитования через КПК;
содействие в решении отдельными социальными группами населения своих социально-экономических проблем через участие в деятельности кредитной кооперации;
создание элементов финансовой основы развития местного самоуправления путем привлечения территориями средств населения через КПК для решения социально-экономических проблем;
разработка и внедрение экономических нормативов, стандартов деятельности КПК, включая систему формирования финансовых планов, налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Решение этой задачи возможно на основе соответствующего постановления Правительства Российской Федерации;
отработка элементов государственного регулирования деятельности КПК, включая основные этапы процесса: регистрацию КПК, лицензирование, контроль деятельности, порядок ликвидации и реорганизации;
разработка нормативной базы и создание кредитных потребительских кооперативов второго уровня (объединений КПК), концентрирующих часть активов КПК и выступающих гарантами их пайщиков;
создание объективных условий для развития инфраструктуры кредитной потребительской кооперации (создание резервных фондов).
КПК как специфические финансовые институты, образованные по территориальному признаку, на уровне районов и городов могут стать одним из элементов финансовой основы местного самоуправления и развития малого и среднего предпринимательства.
Посредством КПК органы местного самоуправления могли бы привлекать средства населения для решения социально-экономических программ территорий муниципальных образований.
IV. Структура пилотного проекта "Кредитная кооперация"
В соответствии с поставленной целью и задачами пилотный проект включает следующие блоки:
Блок 1. Законодательная база, налоговая политика, стандарты деятельности КПК:
совершенствование регионального законодательства путем внесения поправок в действующие законы Волгоградской области о кредитных потребительских кооперативах и другие нормативные правовые акты;
подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития и регулирования деятельности КПК;
представление федеральным исполнительным органам государственной власти информации о деятельности КПК в порядке, установленном действующим законодательством;
разработка экономических нормативов и стандартов деятельности КПК, относящихся к компетенции Волгоградской области как субъекта Российской Федерации.
Блок 2. Создание экономических условий для развития КПК:
предоставление налоговых льгот КПК в части, зачисляемой в областной и местные бюджеты;
решение вопроса совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, другими министерствами и комитетами Российской Федерации, иностранными инвесторами о выделении льготных кредитов КПК, расположенным на территории Волгоградской области;
увеличение активов КПК и соответственно объемов выдаваемых займов за счет совершенствования системы привлечения средств населения в качестве сберегательных взносов;
увеличение активов КПК за счет инвестирования части средств в волгоградские областные программы развития экономики.
Блок 3. Подготовка и повышение квалификации специалистов для работы в системе кредитной кооперации:
организация на базе Волгоградской ассоциации КПК, Волгоградского областного сельскохозяйственного КПК "Содружество", при участии Администрации Волгоградской области, постоянно действующего учебно-консультативного центра по повышению квалификации специалистов КПК (руководителей, главных бухгалтеров, экономистов);
аттестация руководителей и главных бухгалтеров КПК;
организация на базе одного из высших учебных заведений г. Волгограда подготовки специалистов с высшим образованием для работы в системе кредитной кооперации по специальности "Финансы и кредит".
Блок 4. Взаимодействие органов местного самоуправления и КПК:
подготовка и заключение с ассоциацией местных властей Волгоградской области договоров о совместной деятельности КПК и муниципальных образований по развитию финансовых основ местного самоуправления;
разработка и утверждение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию территорий за счет привлечения средств населения через КПК;
внедрение на базе одного из сельских районов Волгоградской области элементов финансирования развития местного самоуправления через систему кредитной кооперации.
Блок 5. Организация деятельности объединений КПК (КПК второго уровня):
подготовка федеральных законодательных актов и законодательных актов Волгоградской области по организации деятельности КПК второго уровня;
оказание содействия в развитии КПК второго уровня - Волгоградского областного сельскохозяйственного КПК "Содружество".
Блок 6. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса за счет самофинансирования и привлечения средств населения через кредитную кооперацию посредством:
создания системы целевого кредитования товаропроизводителей;
создания условий товаропроизводителям, пайщикам КПК по развитию производства продукции и сферы услуг;
внедрения в ряде КПК г. Волгограда и Волгоградской области системы кредитования товаропроизводителей под целевые городские и областные программы развития малого и среднего предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Блок 7. Совершенствование методов государственного регулирования деятельности КПК:
совершенствование законодательства Волгоградской области по регулированию деятельности КПК путем внесения поправок в Закон Волгоградской области "О кредитных потребительских кооперативах";
подготовка и представление в Волгоградскую областную Думу предложений по внесению поправок в федеральные законодательные акты по государственному регулированию деятельности КПК;
разработка методики проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности КПК, аудиторских проверок и совершенствование системы их отчетности;
совершенствование методики лицензирования деятельности КПК;
отработка на практике методов государственного регулирования деятельности КПК, организации контроля во взаимодействии с правоохранительными органами.
Блок 8. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти:
подготовка предложений и обоснований по внедрению на территории Волгоградской области пилотного проекта на основе соответствующего постановления Правительства Российской Федерации;
отработка на практике элементов пилотного проекта на основе постановления Правительства Российской Федерации с соответствующими министерствами и комитетами Российской Федерации;
подготовка и представление Правительству Российской Федерации по результатам внедрения пилотного проекта рекомендаций по развитию и регулированию деятельности кредитной кооперации в Российской Федерации.
Блок 9. Информационное обеспечение пилотного проекта:
организация и проведение конференций по обмену опытом работы, участие в работе конференций, проводимых на федеральном уровне;
проведение пресс-конференций для волгоградских средств массовой информации с участием КПК по программам их развития и деятельности;
открытие в одном из периодических областных газетных изданий постоянной рубрики "Кредитная кооперация".
V. Организация и этапы реализации пилотного
проекта "Кредитная кооперация"
1. Ответственным исполнителем и координатором разработки и внедрения пилотного проекта является Комитет экономики Администрации Волгоградской области.
2. Исполнителями пилотного проекта определены:
Управление финансов Администрации Волгоградской области;
Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области;
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области;
Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области;
Волгоградская областная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (по согласованию);
Волгоградская ассоциация КПК (по согласованию);
кредитные потребительские кооперативы Волгоградской области (по согласованию).
Реализация пилотного проекта разбивается на три временных этапа - 1998 год, 1999 год, 2000 год.
3. На каждом этапе исходя их общего плана пилотного проекта разрабатываются и реализуются конкретные годовые мероприятия.
4. В результате разработки и внедрения пилотного проекта следует ожидать значительного развития в Волгоградской области системы кредитной потребительской кооперации и соответственно кредитования малых и средних товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств, отдельных граждан. Прогнозные данные развития кредитной кооперации в Волгоградской области представлены в таблице 2.