ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 19.05.2006 № 226п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.09.2003 № 728 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 20.05.2005 № 449)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.
ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 мая 2006 г. № 226п
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 22.09.2003 № 728 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 20.05.2005 № 449)
Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 22.09.2003 № 728 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области" (в редакции от 20.05.2005 № 449) (далее - постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 20.05.2005 № 449 "О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области 22.09.2003 № 728 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области", поручение заместителя руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 20 февраля 2006 года № 02-25/75 об исследовании законодательства Волгоградской области в сфере образования.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим постановлением утверждается Положение о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого постановления являются правоотношения, возникающие в связи с установлением общих принципов организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 № 203-ФЗ);
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 16.03.2006 № 42-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 15.02.2006 № 24-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" в ведении субъектов Российской Федерации находится формирование государственных органов управления образования и руководство ими.
Подпунктом "в" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый нормативный правовой акт Главы Администрации Волгоградской области издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в ходе правового исследования в тексте рассматриваемого постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, состоящее в следующем.
В соответствии с пунктом 3.25 Положения, утвержденного исследуемым постановлением, для выполнения поставленных задач Комитет согласовывает назначение руководителей муниципальных органов управления образованием.
Согласно абзацу 5 пункта 5.2 указанного Положения председатель Комитета дает согласие руководителям органов местного самоуправления на создание и ликвидацию муниципальных органов управления образованием, согласовывает назначение и увольнение руководителей этих учреждений, положения о муниципальных органах управления образованием.
Пунктом 3 статьи 37 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что муниципальные органы управления образованием могут создаваться и действовать по решению соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 указанного Закона установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.
Статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", определяющей компетенцию субъектов Российской Федерации в области образования, не предусмотрено согласование с органами государственной власти субъекта Российской Федерации при создании и ликвидации муниципальных органов управления образованием, согласование назначения и увольнения руководителей этих учреждений, положения о муниципальных органах управления образованием.
Согласно части 2 пункта 4 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Указанными выше положениями Федерального закона не предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в формировании муниципальных органов управления образованием, назначении и увольнении их руководителей.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в нарушении конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления, во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию органов местного самоуправления по вопросам создания муниципальных органов управления образованием, назначения и увольнения должностных лиц местного самоуправления.
Форма и содержание исследуемого нормативного правового акта Главы Администрации Волгоградской области соответствуют правилам юридической техники.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской от 22.09.2003 № 728 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Волгоградской области" (в редакции от 20.05.2005 № 449) не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию органов местного самоуправления по вопросам создания муниципальных органов управления образованием, назначения и увольнения должностных лиц местного самоуправления.
Предлагаю привести исследуемое постановление в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА